×
Уважаемый посетитель сайта! Вы используете устаревший браузер. Для корректного отображения информации, пожалуйста, воспользуйтесь другим браузером или обновите используемый!

В пресс-центре БЕЛТА состоялась пресс-конференция, посвященная двухлетию со дня образования Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь

06.09.2018

В канун двухлетия со дня образования Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь (8 сентября 2016 г.) в пресс-центре БЕЛТА 5 сентября 2018 г. состоялась пресс-конференция на тему «МАРТ: итоги работы и задачи на перспективу».

В мероприятии приняли участие: Министр антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь Владимир Колтович, Первый заместитель Министра Артур Карпович, заместитель Министра Иван Вежновец, заместитель Министра Андрей Картун, начальник юридического управления МАРТ Татьяна Парейко.

В ходе пресс-конференции были озвучены основные направления деятельности МАРТ и проводимая работа в рамках каждого направления, а также стратегические задачи, стоящие перед ведомством в кратко- и долгосрочной перспективе.

05.09.18 - МАРТ 2 года.JPG

Путь становления государственного антимонопольного в Республике Беларусь не был простым и однозначным (Слайд №1).

Так, в 1992 году был создан  Комитет по антимонопольной политике, потом был Госкомитет, Министерство по антимонопольной политике. В 1996 году вопросы конкуренции курировало Министерство предпринимательства и инвестиций, в 2001 году – Департамент ценовой политики при Минэкономики. В 2016 году на базе Минторга было создано Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь. 

Создание отдельного антимонопольного ведомства можно расценивать как сигнал бизнесу и инвесторам, что развитие конкуренции следует рассматривать как осознанную необходимость и мощнейший драйвер экономики, при этом антимонопольный орган является одним из инструментов рыночного регулировании и контроля.

Сегодня в компетенцию МАРТ входит широкий спектр вопросов:

  • Регулирование естественных монополий и доминантов
  •  Регулирование сферы государственных закупок
  • Защита прав потребителей и регулирование рекламной деятельности
  • Регулирование потребительского рынка
  • Развитие конкуренции в отраслях экономики, а также реализация контрольных функций в этих сферах (Слайд №2).
     

Реализация поставленных задач осуществляется по следующим направлениям: совершенствование законодательства, формирование практик и адвокатирование конкуренции, постоянная работа с кадрами, их обучением и повышением квалификации (Слайд №3).

Ключевой блок работы – это нормативно-правовая база. За прошедшие годы МАРТ была проделана значительная нормотворческая работа. Только в 2016 году в рамках создания нового министерства было откорректировано более 700 правовых актов. Всего за 2016-2018 гг. министерством разработано и принято порядка 850 нормативных правовых актов, из них более 500 – локальных (Слайд №4).

На начало текущего года в сфере ответственности МАРТ находилось 8 законопроектов на различной стадии подготовки, 3 из которых на данный момент уже приняты: Закон «О противодействии и развитии конкуренции» (вступил в силу с 3 августа 2018 г.), Закон «О защите прав потребителей» (вступит в силу с 23 декабря 2018 г.), Закон «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (вступит в силу 1 июля 2019 г.).

Все нормативные правовые акты, разрабатываемые и принимаемые МАРТ, оцениваются, прежде всего, с точки зрения улучшения конкурентной среды и условий ведения бизнеса в стране.

В части наработки антимонопольных практик в МАРТ создана и активно работает постоянная Комиссия по установлению факта наличия (отсутствия) нарушения антимонопольного законодательства.

За период работы МАРТ Комиссией рассмотрено 145 дел:  установлено 35 фактов наличия и 78 фактов отсутствия нарушения антимонопольного законодательства (Слайд №5).

Отмечается тенденция роста обращений в отношении антиконкурентных актов и действий государственных органов.

Имеется ряд вопросов в сфере регулирования естественных монополий. Прежде всего, это проблемы тарифного регулирования услуг. В связи с этим одной из задач является разработка научно обоснованных методик (методических рекомендаций), определяющих понятный и прозрачный порядок формирования и изменения цен (тарифов), предпосылки и критерии их пересмотра (Слайды №6,7).

В настоящее время ведется работа по разработке соответствующих методик в сфере грузовых железнодорожных перевозок, услуг городского  пассажирского транспорта, а также в сфере сотовой связи. В перспективе такие методики планируется разработать по всем сферам естественных монополий.

Кроме того, в рамках подготовки законопроекта по изменению Закона «О естественных монополиях» планируется закрепить полномочия МАРТ на установление порядка принятия решений об установлении (изменении) тарифов на услуги монополий.

Помимо естественных монополий, МАРТ осуществляет контроль и ценовое регулирование доминантов. На основе анализов товарных рынков формируется перечень игроков рынка, которые имеют существенное влияние на условия обращения товара, и, следовательно, могут влиять на формирование цен (тарифов).

В 2017 году специалистами МАРТ проведен анализ более 100 товарных рынков, в первом полугодии 2018 г. - 33 товарных рынков. По итогам проведенного анализа в Государственный реестр субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, включено 153 хозяйствующих субъекта, исключен 31 субъект. В настоящее время в Реестре числится 644 хозяйствующих субъекта (Слайд №8).

Для каждого субъекта, признанного доминирующим на рынке, устанавливается способ ценового регулирования (Слайд №9). Одна из задач МАРТ в этом направлении - осуществить поступательный переход от более жестких форм ценового регулирования (декларирование цен, установление предельного норматива рентабельности) к более гибким формам, которые бы позволили в полной мере учитывать специфические особенности хозяйственной деятельности субъекта (например, самостоятельное определение предприятием порядка установления и применения цен (тарифов), зафиксированное в его локальных НПА).

Особое внимание МАРТ уделяет вопросам ценовой ситуации на потребительском рынке. Индекс потребительских цен – это комплексный показатель, который формируются тремя составляющими: базовой инфляцией (свободными ценами), регулируемыми ценами (тарифами) и сезонными ценами (ценами на плодоовощную продукцию) (Слайд №10).

В части регулируемых цен и тарифов работа осуществляется в рамках Указа Президента №72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь», т.е. это регулирование цен (тарифов) естественных монополий и доминантов.

В качестве примера ценового регулирования доминантов можно привести заключение Соглашений с сотовыми операторами, предусматривающих согласование с МАРТ повышение тарифов на услуги сотовой связи (Слайд №11).

В части осуществления оперативного мониторинга за свободными ценами в МАРТ действует отработанная и налаженная система мониторинга цен (Слайд №12).

В случае возникновения дисбалансов, резких скачков цен проводится оперативный анализ возникшей ситуации и в случае необходимости принимаются меры.

Следует отметить тесное взаимодействие МАРТ с Национальным банком по вопросам ценового регулирования и прогноза ценовой ситуации.

Принимаемые комплексные меры по ограничению роста потребительских цен привели к замедлению инфляции: так, в июле 2018 г. годовой ИПЦ (к июлю 2017 г.) составил 4,1 %, что является историческим минимумом для Беларуси (Слайд №13).

Еще одним направлением работы МАРТ является регулирование и контроль в сфере государственных закупок. В июле 2018 г. принята новая редакция Закона «О государственных закупках товаров (работ, услуг)», ключевая цель которого – повышение эффективности государственных закупок, обеспечение их максимальной открытости и прозрачности.

В министерстве активно работает Комиссия по рассмотрению жалоб в сфере государственных закупок. Так, в 2016 г. Комиссией было рассмотрено 823 жалобы, в 2017 г. – 703 жалобы, в первом полугодии 2018 г. – 401 жалоба.

Проводится работа с Евразийской экономической комиссией по вопросам создания общего рынка государственных закупок, в том числе в части снятия барьеров для доступа белорусской продукции на рынки ЕАЭС, признания электронной цифровой подписи, выданной в Республике Беларусь, другими государствами ЕАЭС (Слайд №15).

В компетенцию МАРТ также входят вопросы защиты прав потребителей. В 2017-2018 гг. велась активная работа над новой редакцией Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей». Законопроект принят 13 июня 2018 г. и вступит в силу с 23 декабря 2018 года (Слайд №16).

Ежегодно системой защиты прав потребителей (МАРТ совместно с исполкомами) рассматривается более 11 тыс. обращений граждан, за 8 мес. текущего года  рассмотрено порядка 8 тыс. Непосредственно МАРТ в 2018 году рассмотрено 338 обращений, из них более 70% касаются сферы торговли и жилищно-коммунальных услуг.

За 2017-2018 гг. министерством выдано 90 предписаний по устранению нарушений прав потребителей, составлено 66 протоколов, потребителям возращено денежных средств на сумму 15 тыс. рублей (Слайд №17).

В сфере регулирования рекламной деятельности в настоящее время ведется работа над законопроектом по внесению изменений в Закон Республики Беларусь «О рекламе».

В рамках проведения контрольных мероприятий  в сфере рекламы министерством в 2017 г. выдано 124 предписания и предупреждения (в 2016 году – 117) и составлено 69 протоколов (в 2016 году – 91) (Слайды №18, 19).

В сфере регулирования потребительского рынка приоритетными задачами МАРТ выступают: совершенствование законодательства, развитие инфраструктуры, в т.ч. в сельской местности, соблюдение параметров продовольственной безопасности, контроль за соблюдением 20%-ного ограничительного значения доли в товарообороте продовольственных товаров, установленного для торговых сетей законодательством о торговле (Слайд №20).

Нормотворческая работа, проводимая МАРТ в сфере торговли, отражена на слайдах 22,23.

На слайде №21 представлена динамика развития инфраструктуры торговли и общественного питания за 2016-2017 гг. Так, только за последние 2 года число объектов торговли увеличилось на 16,5%, объектов общественного питания - на 3,5%.

Обеспеченность населения торговыми площадями на тысячу человек в целом по республике составила  на 1 июля 2018 г. около 740 кв.м, в т.ч. в  г. Минске - порядка 875 кв.м.

Отдельным важнейшим вопросом, находящимся в зоне ответственности МАРТ, является развитие торговой инфраструктуры в малых городах и сельской местности. На решение этой проблемы направлен Указ Президента Республики Беларусь от 22 сентября 2017 г. №345 «О развитии торговли, общественного питания и бытового обслуживания», предоставляющий субъектам хозяйствования ряд льгот и преференций (Слайд №24).

По итогам 8 месяцев со дня вступления Указа в силу видны первые результаты. Так, открылось 160 торговых объектов и 17 объектов общественного питания, на 60 ед.  увеличилось количество автомагазинов. Налоговыми льготами, предусмотренными Указом, по состоянию на 01.08.2018 воспользовались 667 субъектов хозяйствования (Слайд №25).

Если говорить о стратегических, глобальных задачах, стоящих перед МАРТ, то таковой является разработка Программы развития конкуренции в Республике Беларусь. Так, определена приоритетная группа отраслей (электросвязь, энергетика, газоснабжение, авиаперевозки пассажиров, грузовые железнодорожные перевозки, страхование (перестрахование) для проведения анализа актов законодательства на предмет выявления норм, ограничивающих конкуренцию; осуществлен сбор информации, необходимой для расчета индекса регулирования рынков (PMR).

В дальнейшем при участии отраслевых министерств на основе расчитанных индексов будут разработаны “дорожные карты” по развитию конкуренции по каждой из сфер (Слайд №26).

Активно развивается международное сотрудничество министерства. Основные его направления отражены на слайде № 27.

Фундаментом, базисом, лежащим в основе успешного решения тех задач, которые стоят перед министерством, является кадровый состав. В связи с этим главным приоритетом выступает поддержание высокого уровня кадрового потенциала за счет непрерывного процесса обучения, повышения квалификации и переподготовки (Слайд № 28).

С 2017 года МАРТ осуществляется сотрудничество с БГЭУ в части обучения по специальной образовательной программе «Экономическое и антимонопольное регулирование» в рамках магистратуры.

В настоящее время по данной программе прошли обучение 9 сотрудников, еще 3 – продолжают обучение,  8 сотрудников поступили в магистратуру в 2018 г.

В рамках Меморандума о взаимопонимании в области конкурентной политики, заключенного  между МАРТ и ФАС России, налажено взаимодействие с Учебно-методическим центром ФАС России (г.Казань) по вопросам повышения квалификации. С 2016 года повышение квалификации на базе данного центра прошли 76 человек, 21 сотрудник будет направлен до конца 2018 года.

Кроме того, с целью обмена опытом и повышения квалификации 44 работника МАРТ прошли различного рода стажировки, а также приняли участие в международных семинарах и конференциях. 

Возврат к списку