При наличии на интернет-сайтах магазинов и в рекламе (в том числе в наружной) информации о продаже товаров в рассрочку без указания на то, что такая продажа осуществляется на основании кредитного договора с условием о рассрочке, такая информация и реклама являются ненадлежащими, если рекламодателем (торговой организацией) не заключаются договоры купли-продажи товаров в кредит с условием о рассрочке, сторонами по которым являются продавец и покупатель.
МАРТ торговым организациям рекомендовано оперативно скорректировать информацию на своих интернет-ресурсах и рекламу о продаже товаров в рассрочку.
Подробнее…
МАРТ установлено, что:
на интернет-сайтах магазинов размещены сведения, а на средствах наружной рекламы – наружная реклама о возможности приобретения в магазинах, в том числе в интернет-магазинах, товаров в рассрочку;
указанные сведения являются недостоверными, так как возможность разделения оплаты стоимости товара на части (т.е. в рассрочку) продавцами не предоставляется, а потребителям предлагается обращаться в банки и иные финансовые организации, т.е. покупателям фактически предлагается заключать самостоятельные кредитные договоры под минимальные проценты, например, 0,0001 %;
подобное обеспечение финансирования покупок, осуществляемых гражданами, создает у них иллюзию приобретения товаров в рассрочку, хотя на самом деле правовая природа заключаемого с банком или финансовой организацией договора иная и порождает правовые последствия, не предусмотренные законодательством для договоров купли-продажи. При этом продажа товаров на условиях рассрочки платежа продавцами фактически не осуществляется.
Справочно:
Так, в случае нарушения покупателем условий кредитного договора в отношении покупателя могут быть применены существенные меры ответственности; заключение таких договоров влияет на кредитную историю гражданина, а также в установленных законодательством случаях влечет необходимость декларирования полученных кредитных средств.
В силу статей 458, 459 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК) организацией торговли может заключаться договор купли-продажи с условием о рассрочке платежа, сторонами по которому являются продавец и покупатель.
В соответствии с пунктом 1 статьи 458, пунктом 1 статьи 459 ГК:
в случаях, когда договором купли-продажи предусмотрена оплата товара через определенное время после его передачи покупателю (продажа товара в кредит), покупатель должен произвести оплату в срок, предусмотренный договором, если иное не предусмотрено законодательством, а если такой срок договором или законодательством не предусмотрен, – в срок, определенный в соответствии со статьей 295 ГК;
договором о продаже товара в кредит может быть предусмотрена оплата товара в рассрочку;
договор о продаже товара в кредит с условием о рассрочке платежа считается заключенным, если в нем наряду с другими существенными условиями договора купли-продажи указаны цена товара, порядок, сроки и размеры платежей и т.д.
По информации Национального банка:
кредитный договор является самостоятельным видом договора и может заключаться одновременно с договором купли-продажи. Предоставление кредита является банковской операцией, которую осуществляют банки на основании специального разрешения (лицензии) на осуществление банковской деятельности;
согласно статье 137 Банковского кодекса Республики Беларусь (далее – Банковский кодекс) по кредитному договору банк (кредитодатель) обязуется предоставить денежные средства (кредит) другому лицу (кредитополучателю) в размере и на условиях, определенных договором, а кредитополучатель обязуется возвратить (погасить) кредит и уплатить проценты за пользование им;
подпунктом 1.2 пункта 1 постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 31 марта 2020 г. № 100 «О расчете показателей долговой нагрузки, обеспеченности кредита и финансового покрытия» предусмотрено, что кредитование физических лиц на условиях рассрочки – кредитование, в том числе с использованием личной банковской платежной карточки, осуществляемое с соблюдением следующих требований:
наличие соглашения, заключенного между банком и организацией торговли (сервиса), согласно которому в случае приобретения кредитополучателем, в том числе держателем личной банковской платежной карточки при ее использовании, товара (работы, услуги) у данной организации за счет предоставленного кредита организация торговли (сервиса) уплачивает вознаграждение кредитодателю;
предоставление кредита физическому лицу под процентную ставку, которая существенно ниже процентной ставки по кредитам, предоставленным банком при отсутствии вышеуказанных соглашений;
определяющими критериями того, что с потребителем заключается кредитный договор, является наличие в качестве стороны по сделке банка (кредитодателя), предмета договора – предоставление денежных средств на условиях возвратности, платности, срочности. Кроме того, статьей 140 Банковского кодекса определены существенные условия кредитного договора, включающие условия о сумме кредита, сроке и порядке предоставления и возврата (погашения) кредита, размере процентов за пользование кредитом и порядке их уплаты, о целях, на которые кредитополучатель обязуется использовать или не использовать предоставленные денежные средства, – в случае, предусмотренном частью второй статьи 144 Банковского кодекса, об ответственности кредитодателя и кредитополучателя за неисполнение (ненадлежащее исполнение) ими обязательств по кредитному договору, а также иные условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В соответствии с абзацем шестым пункта 1 и абзацем седьмым пункта 3, пунктом 5 статьи 26 Закона Республики Беларусь от 10 мая 2007 г. № 225-З «О рекламе»:
недостоверной является реклама, которая содержит недостоверную информацию, в том числе в отношении цены или условий оплаты товара на момент размещения (распространения) рекламы. При этом для телевизионных, радиовещательных средств массовой информации моментом размещения (распространения) рекламы считается день ее выхода в эфир, для сетевых изданий, иных интернет-ресурсов – день размещения (распространения) рекламы в сетевом издании, на ином интернет-ресурсе, для периодических печатных изданий – период с даты выхода в свет номера печатного издания, в котором размещается (распространяется) реклама, до даты выхода в свет следующего номера печатного издания, для рекламы на почтовых отправлениях – период со дня отправки почтового отправления (определяется по дате на оттиске календарного штемпеля) до дня доставки (вручения) почтового отправления, для прочей рекламы - один месяц со дня размещения (распространения) рекламы;
неэтичной является реклама, которая вводит потребителей рекламы в заблуждение, в том числе посредством имитации (копирования) общей композиции, текста, изображения, музыки или звуковых эффектов, используемых в рекламе иного рекламодателя;
ненадлежащая реклама запрещается.
Возврат к списку