О рассмотрении обращений граждан по вопросам защиты прав потребителей за 1 квартал 2021 года
В 1 квартале 2021 года Министерством антимонопольного регулирования и торговли, местными исполнительными и распорядительными органами (далее – исполкомы) продолжена работа в области защиты прав потребителей по следующим основным направлениям: рассмотрение обращений потребителей на ненадлежащее качество товаров и услуг; разъяснение законодательства и информирование граждан об их потребительских правах с целью повышения потребительской грамотности и оказания юридической помощи по вопросам защиты прав потребителей, досудебная и судебная защита потребительских прав, превентивная работа с субъектами хозяйствования с целью предотвращения и прекращения нарушений законодательства. За указанный период МАРТ и исполкомами рассмотрено 2239 обращений граждан (в 2019 году – 2 547), связанных с нарушением прав потребителей. Отмечается некоторое снижение общего количества обращений (на 12 %), при увеличении количества обращений, рассмотренных МАРТ и исполкомами Гомельской и Минской областей. Наибольшее количество обращений рассмотрено Минским горисполкомом и администрациями районов г. Минска (31 % от общего количества рассмотренных), исполкомами Минской области – 14 %, Брестской – 13 %, Могилевской – 11, МАРТ – 10 %, остальными – менее 10 %.
По-прежнему сферой деятельности, где права потребителей нарушаются в большей степени, остается розничная торговля, в том числе продажа товаров посредством интернет-магазинов: в 1 квартале 2021 года по вопросам, связанным с продажей товаров поступило 43% от общего количества обращений; 30% обращений касались вопросов защиты прав потребителей в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг; 11% – бытового обслуживания населения и услуг сервисных центров; 9% – туристических услуг, услуг перевозчиков автомобильным транспортом, услуг связи, медицинских услуг, финансовых услуг и других; 2 % – услуг общественного питания, 5 % – иных вопросов.
По результатам рассмотрения письменных и электронных обращений в досудебном порядке потребителям возмещено материального ущерба на сумму 115,2 тыс. рублей (снижение на 14 % к 1 кварталу 2020 года); по неразрешенным в досудебном порядке вопросам исполкомами было подано 36 исков в суд о защите прав потребителей (в 2019 году – 38 таких исковых заявлений).
В целях защиты нарушенных прав потребителей составлено 86 протоколов об административных правонарушениях, вынесено 73 предписания о прекращении нарушений прав потребителей. В целях предупреждения нарушений прав потребителей изготовителям, продавцам, исполнителям услуг направлялись рекомендации и предупреждения, проводилась разъяснительная работа.
Анализ обращений граждан по защите прав потребителей показывает, что в 1 квартале 2021 года в МАРТ и исполкомы наиболее часто граждане обращались по вопросам, связанным с:
Ежегодно проведение Дня потребителя направлено на привлечение внимания населения к существующим проблемам в данной сфере, повышение потребительской грамотности, информирование граждан о важнейших механизмах государственной и общественной защиты потребительских прав.
Всемирный день защиты прав потребителей – 15 марта 2021 года прошел под девизом «Борьба с загрязнением пластиковыми материалами».
В рамках Дня потребителя МАРТ были организованы и проведены следующие мероприятия:
Облисполкомами, Минским горисполкомом в рамках проведения 15 марта 2021 года Дня потребителя организованы мероприятия, направленные на формирование потребительских знаний, повышение информированности граждан по вопросам защиты потребительских прав, в том числе:
Информирование потребителей о требованиях законодательства в сферах защиты прав потребителей осуществлялось в средствах массовой информации, на официальном сайте МАРТ и посредством участия в иных мероприятиях. В 1 квартале 2021 года состоялось 10 выступлений сотрудников МАРТ, осуществляющих государственную защиту прав потребителей, на телевидении, в том числе 6 выступлений в прямом эфире в телепрограмме «Белорусское времечко» на телеканале «Беларусь-1» по проблемным вопросам потребителей
В целях повышения правовой грамотности потребителей проводится ежедневное консультирование потребителей по телефону, в ходе которых специалистами отдела по защите прав потребителей гражданам разъясняются их потребительские права, порядок досудебного урегулирования споров с продавцами (изготовителями, исполнителями услуг).
Возврат к списку