Весной текущего года всколыхнулась волна беспокойства со стороны граждан об отсутствии на рынке картофеля, а также субъектов торговли о перебоях с его поставками. Вместе с тем цифры говорили о другом: объемы фактических остатков отечественного картофеля, находящегося в стабфондах, постоянно превышали плановые минимальные значения, что также подтверждалось в ходе проводимых МАРТ выездных мероприятий.
Так, куда пропала картошка? Слова к делу не пришьешь…
Напомним, что в мае 2025 г. впервые в истории МАРТ установлен факт наличия нарушения антимонопольного запрета КФХ «Горизонт Мостовского района» (Гродненская область), содержащегося не в антимонопольном Законе, а в отраслевом акте – в Законе «О государственном регулировании торговли и общественного питания», а именно статьи 24 Закона.
Справочно:
Статья 24 Закона о торговле содержит антимонопольные требования к субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров торговым сетям. Таким поставщикам запрещается совершать действия, которые ограничивают (или могут ограничить) конкуренцию, причиняют вред правам, свободам и законным интересам лиц, создают дискриминационные условия, навязывают контрагенту отдельные условия договора.
Фермерскому хозяйству вынесено предписание о необходимости поставки картофеля соответствующей торговой сети, которое было исполнено.
26, 27 июня и 11 июля 2025 г. Комиссией МАРТ установлено еще 3 факта нарушения антимонопольного законодательства в отношении ФХ «Яблоневый сад» (Гомельская область), РУП «Толочинский консервный завод» (Витебская область), а также КХ Пакуша И.А. (Минская область).
Остановимся подробнее по каждому субъекту...
ФХ «Яблоневый сад» не выполнило поставки качественного картофеля из стабилизационных фондов в розничную сеть «Евроопт», тем самым был создан дефицит картофеля в торговых объектах. Для сети мог быть поставлен картофель с калибром менее 35 мм, не соответствующий ГОСТ, однако в декларации фермерского хозяйства о соответствии указано, что вся партия свежих овощей, в том числе картофеля, соответствует требованиям Таможенного союза и ГОСТу.
РУП «Толочинский консервный завод» в апреле 2025 г. была осуществлена поставка картофеля из стабфонда в адрес ЗАО «Доброном» не в полном объеме. Отгрузка картофеля в адрес ЗАО «Доброном» по его заявке не производилась, но в тоже время предприятием отгружался картофель иным хозяйствующим субъектам и в собственную торговую сеть, из чего следует, что РУП «Толочинский консервный завод» имело возможность выполнить договорные обязательства по поставке картофеля из стабфонда.
КХ Пакуша И.А. в апреле-мае 2025 г. не выполнило договорные обязательства по поставке картофеля з стабфонда в торговые сети «Гиппо» и «Белмаркет», принадлежащие ИУП «БелВиллесден». При наличии заявок от субъекта торговли было отгружено только 7,8 процента картофеля от согласованного объема и графика. В мае текущего года отгрузки вообще не осуществлялись. В тоже время хозяйство отгружало картофель другим субъектам хозяйствования, в том числе по договорам из свободных ресурсов.
В целях обеспечения стабильности на потребительском рынке и наличия в торговых объектах плодоовощной продукции, особенно в межсезонный период, подписан Указ Президента Республики Беларусь от 11 июня 2025 г. № 232 «Об особенностях поставки плодовоовощной продукции для республиканских государственных нужд».
Нынче в межсезонный период поставка плодоовощной продукции и обеспечение ее наличия в торговых объектах – обязанность и поставщиков, и торговли. Иначе – административная ответственность...
Одновременно по мере разбирательств не без внимания оставались и цены на плодоовощную продукцию. Там тоже есть вопросы!
Например, три производителя картофеля в Могилевской области (СПК "Гигант", РУНП «Могилевская областная сельскохозяйственная опытная станция Национальной академии наук Беларуси», ОАО "Экспериментальная база "Спартак") не указывали в ТТН сведения о ценах, что нарушает постановление Правительства № 713. За эти нарушения на организации наложены штрафы в общей сумме более 6 тыс рублей, а также должностные лица привлечены к административной ответственности.
В ходе мониторингов на торговых местах «Брестского рынка» у отдельных индивидуальных предпринимателей устанавливались факты реализации плодоовощной продукции по завышенным ценам. Нарушителям были выданы рекомендации по устранению нарушений, а администрации рынка поручено принять меры в соответствии с законодательством.
В настоящее время также осуществляется подготовка соответствующего нормативного правового акта, предусматривающего усиление ответственности администраций рынков и продавцов, осуществляющих продажу товаров на рынках, за нарушение требований законодательства и наведение порядка на рынках республики.
Возврат к списку