×
Уважаемый посетитель сайта! Вы используете устаревший браузер. Для корректного отображения информации, пожалуйста, воспользуйтесь другим браузером или обновите используемый!

Дело «Картошка». Доигрались 2.0?!

Весной текущего года всколыхнулась волна беспокойства со стороны граждан об отсутствии на рынке картофеля, а также субъектов торговли о перебоях с его поставками. Вместе с тем цифры говорили о другом: объемы фактических остатков отечественного картофеля, находящегося в стабфондах, постоянно превышали плановые минимальные значения, что также подтверждалось в ходе проводимых МАРТ выездных мероприятий.

Так, куда пропала картошка? Слова к делу не пришьешь…

Напомним, что в мае 2025 г. впервые в истории МАРТ установлен факт наличия нарушения антимонопольного запрета КФХ «Горизонт Мостовского района» (Гродненская область), содержащегося не в антимонопольном Законе, а в отраслевом акте – в Законе «О государственном регулировании торговли и общественного питания», а именно статьи 24 Закона.

Справочно:

Статья 24 Закона о торговле содержит антимонопольные требования к субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров торговым сетям. Таким поставщикам запрещается совершать действия, которые ограничивают (или могут ограничить) конкуренцию, причиняют вред правам, свободам и законным интересам лиц, создают дискриминационные условия, навязывают контрагенту отдельные условия договора.

Фермерскому хозяйству вынесено предписание о необходимости поставки картофеля соответствующей торговой сети, которое было исполнено.

26, 27 июня и 11 июля 2025 г. Комиссией МАРТ установлено еще 3 факта нарушения антимонопольного законодательства в отношении ФХ «Яблоневый сад» (Гомельская область), РУП «Толочинский консервный завод» (Витебская область), а также КХ Пакуша И.А. (Минская область).

Остановимся подробнее по каждому субъекту...

ФХ «Яблоневый сад» не выполнило поставки качественного картофеля из стабилизационных фондов в розничную сеть «Евроопт», тем самым был создан дефицит картофеля в торговых объектах. Для сети мог быть поставлен картофель с калибром менее 35 мм, не соответствующий ГОСТ, однако в декларации фермерского хозяйства о соответствии указано, что вся партия свежих овощей, в том числе картофеля, соответствует требованиям Таможенного союза и ГОСТу.

РУП «Толочинский консервный завод» в апреле 2025 г. была осуществлена поставка картофеля из стабфонда в адрес ЗАО «Доброном» не в полном объеме. Отгрузка картофеля в адрес ЗАО «Доброном» по его заявке не производилась, но в тоже время предприятием отгружался картофель иным хозяйствующим субъектам и в собственную торговую сеть, из чего следует, что РУП «Толочинский консервный завод» имело возможность выполнить договорные обязательства по поставке картофеля из стабфонда.

КХ Пакуша И.А. в апреле-мае 2025 г. не выполнило договорные обязательства по поставке картофеля з стабфонда в торговые сети «Гиппо» и «Белмаркет», принадлежащие ИУП «БелВиллесден». При наличии заявок от субъекта торговли было отгружено только 7,8 процента картофеля от согласованного объема и графика. В мае текущего года отгрузки вообще не осуществлялись. В тоже время хозяйство отгружало картофель другим субъектам хозяйствования, в том числе по договорам из свободных ресурсов.

В целях обеспечения стабильности на потребительском рынке и наличия в торговых объектах плодоовощной продукции, особенно в межсезонный период, подписан Указ Президента Республики Беларусь от 11 июня 2025 г. № 232 «Об особенностях поставки плодовоовощной продукции для республиканских государственных нужд».

Нынче в межсезонный период поставка плодоовощной продукции и обеспечение ее наличия в торговых объектах – обязанность и поставщиков, и торговли. Иначе – административная ответственность...

 Одновременно по мере разбирательств не без внимания оставались и цены на плодоовощную продукцию. Там тоже есть вопросы!

Например, три производителя картофеля в Могилевской области (СПК "Гигант", РУНП «Могилевская областная сельскохозяйственная опытная станция Национальной академии наук Беларуси», ОАО "Экспериментальная база "Спартак") не указывали в ТТН сведения о ценах, что нарушает постановление Правительства № 713. За эти нарушения на организации наложены штрафы в общей сумме более 6 тыс рублей, а также должностные лица привлечены к административной ответственности.

В ходе мониторингов на торговых местах «Брестского рынка» у отдельных индивидуальных предпринимателей устанавливались факты реализации плодоовощной продукции по завышенным ценам. Нарушителям были выданы рекомендации по устранению нарушений, а администрации рынка поручено принять меры в соответствии с законодательством.

В настоящее время также осуществляется подготовка соответствующего нормативного правового акта, предусматривающего усиление ответственности администраций рынков и продавцов, осуществляющих продажу товаров на рынках, за нарушение требований законодательства и наведение порядка на рынках республики.

Возврат к списку