×
Министерство
Руководство
Структура Министерства
Территориальные органы
Законодательство
Антикоррупционная деятельность
Общественно-консультативный совет
Соискателям
Награждения
Белорусская универсальная товарная биржа
Редакция журнала «Гермес»
Общественная жизнь
5 лет МАРТ
Официальные геральдические символы
Идеологическая работа
Деятельность
Ценовая политика
Антимонопольное регулирование и конкуренция
Торговля и услуги
Регулирование и контроль закупок
Защита прав потребителей
Регулирование рекламной деятельности
Международное сотрудничество
Применение мер нетарифного регулирования
Биржевая торговля
Выставочная деятельность в Республике Беларусь
Защита персональных данных
Новости
Обратиться в МАРТ
Личный прием граждан и юр. лиц
Прямaя телефоннaя линия
Горячая линия
Электронные обращения
Сообщить о росте цен на товары
Сообщить о росте цен на лекарства и медицинские изделия
Контакты
Адрес и режим работы
Приемная Министра
Горячая линия
Пресс-служба
Вышестоящий государственный орган
Важное на сайте
Сообщить о росте цен
Ценообразование на лекарственные средства
Решение Комиссии по установлению факта нарушения (отсутствия) нарушения антимонопольного законодательства
Предостережения и предупреждения
Общественное обсуждение проектов
Маркировка товаров
Упрощение условий ведения бизнеса
Рекомендации по предотвращению распространения COVID-19 для субъектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания
Рекомендации по насыщению потребительского рынка средствами индивидуальной защиты
Обучение по вопросам антимонопольного регулирования и конкурентной политики
Министерство антимонопольного регулирования и торговли
Республики Беларусь
Горячая линия
+375 17 325 92 02
Приемная
+375 17 270 90 82
Факс
+375 17 327 24 80
E-mail:
mail@mart.gov.by
Адрес:
ул. Кирова, 8, корп. 1, 220030, г. Минск
Электронные обращения
Мы в соцсетях
Уважаемый посетитель сайта! Вы используете устаревший браузер. Для корректного отображения информации, пожалуйста, воспользуйтесь другим браузером или обновите используемый!
Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь
Министерство
Руководство
Структура Министерства
Территориальные органы
Законодательство
Антикоррупционная деятельность
Общественно-консультативный совет
Соискателям
Награждения
Белорусская универсальная товарная биржа
Редакция журнала «Гермес»
Общественная жизнь
5 лет МАРТ
Официальные геральдические символы
Идеологическая работа
Деятельность
Ценовая политика
Антимонопольное регулирование и конкуренция
Торговля и услуги
Регулирование и контроль закупок
Защита прав потребителей
Регулирование рекламной деятельности
Международное сотрудничество
Применение мер нетарифного регулирования
Биржевая торговля
Выставочная деятельность в Республике Беларусь
Защита персональных данных
Новости
Обратиться в МАРТ
Личный прием граждан и юр. лиц
Прямaя телефоннaя линия
Горячая линия
Электронные обращения
Сообщить о росте цен на товары
Сообщить о росте цен на лекарства и медицинские изделия
Контакты
Адрес и режим работы
Приемная Министра
Горячая линия
Пресс-служба
Вышестоящий государственный орган
Главная
Новости
Все новости
Алексей Богданов — об ожиданиях по инфляции в 2024-м, ассортименте и обеспеченности свежими овощами в межсезонье
Алексей Богданов — об ожиданиях по инфляции в 2024-м, ассортименте и обеспеченности свежими овощами в межсезонье
28.02.2024
Поделиться
ИСТОЧНИК:
ГАЗЕТА «РЭСПУБЛIКА»
В приоритете — потребитель
Работа торговли всегда на виду и на слуху: мы регулярно ходим в магазины и судим о работе целой отрасли по наполненности прилавков, обслуживанию и ценам. К ним в последнее время — повышенное внимание. Почему, не раз пояснял Президент. В частности, на совещании по вопросам совершенствования системы регулирования ценообразования и контроля за ценами 21 декабря 2023 года Глава государства подчеркнул: «Регулирование в ценообразовании — это вопрос нравственный, справедливости». Благодаря новым жестким подходам и контролю инфляция в 2023-м составила 5,8 процента. Как это сказалось на работе ретейла? Как оценивают задание по росту цен в Министерстве антимонопольного регулирования и торговли? Об этом и многом другом «Р» побеседовала с руководителем ведомства Алексеем Богдановым.
2023-й: в копилку успешных
— Алексей Игоревич, какую оценку дадите работе отрасли в напряженном 2023 году?
— Действительно, год для страны был не из легких, но благодаря слаженной работе госорганов, организаций и предприятий и, конечно, каждого гражданина на своем рабочем месте, мы видим положительный результат и хороший задел на будущее. Что касается МАРТ, нам есть чем гордиться. Во-первых, это ценовая стабильность и значительное замедление роста цен по многим товарным позициям. Мы выполнили поручение Президента и не превысили установленный прогнозный параметр по инфляции. И при этом, вопреки прогнозам недоброжелателей, обеспечили насыщение внутреннего рынка широким ассортиментом товаров по доступным ценам. В этой связи мы проделали много кропотливой, незаметной на первый взгляд работы для того, чтобы у покупателей не возникло и тени сомнений насчет наличия и доступности товаров.
Так, например, контролировали наличие запасов у производителей. Могу сказать, что сегодня, как и прежде, товаров на складах предприятий достаточно для обеспечения потребностей внутреннего рынка. Кроме того, с Минсельхозпродом и Белгоспищепромом были утверждены ежемесячные планы поставки мяса птицы, яиц, сахара, рапсового масла. Под полную потребность организаций торговли и общепита в межсезонье сформированы стабфонды. Для недопущения дефицита и необоснованного завышения цен на репчатый лук и яблоки в конце декабря прошлого года введено лицензирование их вывоза за пределы страны. Развивается тепличное хозяйство — огурцами отечественного производства мы уже обеспечены, решается вопрос по томатам.
Помимо этого, торговля вместе с производителями и поставщиками регулярно проводит акции и распродажи, чтобы стимулировать покупательскую активность. На это в том числе направлено и соглашение между МАРТ и сетями о предоставлении социальных скидок уязвимым категориям граждан.
Кроме того, за минувший год проделана большая нормотворческая работа: на подходе или уже принято много важных документов, направленных на совершенствование правил игры в области государственных закупок, рекламы, торговли, антимонопольного регулирования и конкуренции, производства и оборота алкогольной продукции.
— Вы скромно отметили одно из весомых достижений: удалось удержать инфляцию в рамках прогнозного показателя. Задача была напряженной, но она с честью выполнена. По вашему мнению, за счет чего удалось это сделать?
— По итогу декабря 2023 года инфляция сложилась ниже целевого значения и составила 5,8 процента, не превысив прогнозного значения в 7—8 процентов. Этому способствовали многие своевременно принятые меры, инициированные в первую очередь Главой государства. В качестве основных факторов, позволивших удержать инфляцию, следует отметить регулирование цен на большинство потребительских товаров в рамках постановления Совмина № 713 «О системе регулирования цен». По данным Белстата, прирост ИПЦ на подпадающие под действие документа товары за январь — декабрь составил 3,7 процента при целевом прогнозе МАРТ в 7 процентов.
Кроме того, на руку сыграли следующие факторы. Так, снизились средние цены импорта на фоне укрепления белорусского рубля к валюте основного торгового партнера — России. По оценке МАРТ (на основании данных Нацбанка), за 2023 год наш рубль укрепился к российскому примерно на 10,5 процента за год. Помимо этого, уменьшились мировые цены на сырьевые и продовольственные товары, а также цены производителей сельхозпродукции на фоне замедления роста затрат. Подешевело и топливо, примерно на 4,2 процента, что сказалось на стоимости логистики.
План с «запасом»
— С 2024 года заработал обновленный механизм регулирования цен. Расскажите об ожиданиях по году от действия документа: какой просматривается инфляция и есть ли, на ваш взгляд, запас на случай форс-мажоров?
— Основная задача сейчас — сохранить ценовую стабильность и справедливость по отношению ко всем заинтересованным сторонам. Для потребителя это широкий ассортимент товаров по доступным ценам. Для торговли — возможность получать справедливую прибыль и минимизации трудовых и временных ресурсов на выполнение административных процедур в области ценообразования. Притом что внешние факторы сохраняются. Для решения этих задач, а также выполнения поручений Главы государства о минимизации вмешательства госорганов в процесс согласования цен и были предусмотрены некоторые новации в действующем механизме ценового регулирования. Ключевое из них — это введение ежемесячных пределов изменения отпускных цен производителей в размере не более 0,3 процента к предыдущему месяцу на потребительские товары, регулируемые постановлением. А также в размере не более 3,5 процента к аналогичному месяцу прошлого года на овощи борщевого набора, огурцы, помидоры и яблоки, имеющие сезонный характер продаж. При повышении отпускных цен в рамках указанных пределов не требуется согласование с государственным органом.
Если в исключительных случаях не будет хватать этого предела, то можно с хорошим экономическим обоснованием прийти в госорган и согласовать больший шаг повышения цены. Но это скорее будут редкие случаи, связанные с внештатными ситуациями. По нашим расчетам, в этом году мы не превысим прогнозный параметр по инфляции — это не более 6 процентов.
Ожидаем, что инфляция сложится даже ниже, если не случится внешних форс-мажоров. При этом некоторый «запас», как раз на непредвиденные случаи, у нас точно будет.
— Согласно постановлению Совмина № 713 (4), у МАРТ есть право отменять решения о повышении цены сверх разрешенного шага, принятые госорганами. Есть и другие нюансы, когда регулятор может своим решением вернуть цены назад. Поясните, в каких случаях это будет возможно.
— Да, действительно, дополнены критерии, по которым МАРТ может вносить госорганам или созданным ими комиссиям обязательное для выполнения предписание о признании утратившими силу решений о согласовании отпускных цен. По сути, влияние регулятора на ценовую ситуацию усиливается. Применяться эта мера будет точечно, в отношении конкретных товаров, по которым допущено превышение установленного параметра по индексу потребительских цен при его соблюдении в целом по стране. Пойдем на такой шаг и в случае влияния на прирост ИПЦ товаров, входящих в группы, которые занимают более 0,05 процента в структуре потребительских расходов населения и в отношении которых превышен установленный параметр по инфляции. Перечень таких товаров широк. Так что, с одной стороны, мы будем внимательно отслеживать ситуацию, с другой — у потребителей будет меньше поводов для переживаний.
— А сколько раз в прошлом году принимались решения о поднятии цен и установлении цен на новые товары?
— В 2023 году согласно сведениям, поступившим в МАРТ от органов госуправления, исполкомов и госорганизаций, было принято 1423 решения об установлении цен и тарифов, об их повышении — 887. Мы не отменили ни одного из них, поскольку параметры по инфляции были выполнены и прибегать к таким мерам МАРТ не было необходимости. Теперь же такая возможность у нас есть, если посчитаем, что это было нецелесообразно или обоснование было недостаточным. При этом хочу отметить, что решения о повышении цены происходят в исключительных случаях. В процессе, как правило, выверяется каждая цифра, всесторонне изучаются варианты сокращения внутренних издержек. И все же дополнительный взгляд лишним не будет.
Цены в несезон: добавить по минимуму
— В межсезонье ощутимый вклад в инфляцию вносят дорожающие овощи. Как намерены решать этот вопрос?
— Смотрите, в последней редакции постановления № 713 предусмотрены некоторые новации. В частности, производители таких товаров, как свежие картофель, морковь, свекла, за исключением мытых, капуста, репчатый лук, помидоры, огурцы, яблоки, устанавливают отпускные цены не выше чем на 3,5 процента к максимальной цене реализации этих товаров урожая 2022—2023 годов в соответствующем месяце 2023 года. Рассчитываем, что такая мера позволит исключить хаотичный рост цен в межсезонье на плодовоовощную группу и выполнить прогнозный параметр по инфляции на 2024 год.
— У белорусских покупателей вошло в привычку видеть в своем рационе зимой свежие огурцы и томаты. Чтобы цены были приемлемы и прогнозируемы, ставку делаем на собственное производство. Хватит ли в этом году своих огурцов, чтобы удовлетворить внутренний спрос? И когда в изобилии ждать отечественных томатов?
— Ежегодно в условиях защищенного грунта в республике производится около 110 тысяч тонн продукции. Объемы выращивания огурцов и томатов позволяют в целом по году удовлетворить потребности внутреннего рынка. Однако сезонность формирует дефицит белорусских огурцов в ноябре — феврале, а томатов — в ноябре — апреле. Для обеспечения потребительского рынка в межсезонье утверждена Стратегия развития тепличного овощеводства на 2023—2027 годы. Если коротко, отечественных огурцов и томатов с конца осени по середину весны будет больше, ассортимент выращиваемой продукции в теплицах станет шире, а сами тепличные хозяйства будут работать еще эффективнее.
Определены крупные хозяйства, которым установлены объемы производства огурцов и томатов в защищенном грунте. В межсезонный период — 2023/2024 планируется вырастить 9,4 тысячи тонн огурцов, или 111 процентов от потребности организаций торговли и общественного питания. А также 6,8 тысячи тонн томатов, или 35 процентов от потребности. Но в последнем случае с каждым годом эта цифра будет расти. Если по огурцам в соответствии со Стратегией потребность внутреннего рынка в полном объеме удовлетворена отечественной продукцией уже сейчас, то по томатам этот процесс продлится до 2026—2027 годов.
При этом смотрим мы и на то, востребованы ли населением наши «подконтрольные» овощи. И видим, что они в приоритете. По данным статистики, в 2023 году к уровню 2022 года доля продажи отечественных огурцов составила 85,9 процента (плюс 10,7 процента к уровню 2022 года), томатов — 71,7 процента (плюс 13,1 процента).
— Одна из мер по сохранению приемлемого уровня цен в межсезонье — закладка овощей и фруктов в стабфонды. Второй год к их формированию мы подходим по-новому: стараемся закрыть потребность за счет своих производителей, увеличивая объемы хранения, улучшая правила взаимодействия между производителями и торговлей. Какие новшества в этом году?
— Для формирования стабфондов на 2023—2024 годы под полную потребность МАРТ совместно с заинтересованными определены расчетная потребность организаций торговли, общепита в плодоовощной продукции, перечень сельхозпроизводителей, с которыми сети имеют долгосрочные договорные отношения на взаимовыгодных условиях. При этом мы учли поступившие в прошлом межсезонном периоде замечания. В соответствии с принятыми решениями в стабфонды заложено под полную потребность организаций торговли и общественного питания 122,8 тысячи тонн плодоовощной продукции. В том числе 48,6 тысячи тонн картофеля, 20,3 тысячи тонн капусты, 11,8 тысячи тонн моркови, 6,4 тысячи тонн свеклы, 12,7 тысячи тонн репчатого лука, 23 тысячи тонн яблок. Определены помесячные графики расходования созданных запасов, перечни хранителей стабфондов. Так, в соответствии с решениями облисполкомов хранение стабфондов осуществляют 146 организаций. Важно то, что под заложенные объемы с хранителями стабфондов заключены договоры на поставку продукции в межсезонный период.
Чтобы еще раз утрясти все нюансы, в сентябре и октябре во всех регионах прошли встречи с участниками процесса. Там же, кстати, проводилась работа по заключению договоров торговых сетей и производителей на поставку продукции в межсезонный период — 2023/2024.
При этом сегодня особое внимание — качеству хранения закладки продукции в хранилища, где есть необходимый микроклимат и возможность получить даже в конце межсезонного периода овощи в хорошем товарном виде. Потому 178 имеющихся картофеле-, овоще- и плодохранилищ прошли инвентаризацию, аттестованы 442 холодильные камеры. Общая емкость хранилищ в целом по стране превышает 1 миллион тонн. Это позволило в полном объеме разместить продукцию в стабфонды 2023—2024 годов.
Учитывая то, что отдельные области и Минск испытывают недостаток овощей и яблок для формирования стабфондов под полную потребность, облисполкомами и Мингорисполкомом подписаны Соглашения о взаимодействии в организации межрегиональных поставок отечественной плодоовощной продукции в межсезонный период — 2023/2024.
Могу заверить, что заложенных в стабфонды и имеющихся у производителей свободных ресурсов плодоовощной продукции достаточно для полного обеспечения потребности внутреннего рынка. А значит, цены на эту группу будут расти контролируемо и в пределах заданных параметров, а сами овощи будут доступны для каждой хозяйки. К слову, некоторые все еще активно закупаются на сельхозярмарках. В сентябре — декабре 2023-го их прошло 1289. Кроме того, еще 985 площадок работали в жилых микрорайонах.
Порядок на прилавках
— Контроль за соблюдением ценового законодательства в нынешнем году сохраняется. Ждать ли новшеств в подходах?
— Сейчас наши специалисты используют весь имеющийся инструментарий, необходимый для получения оптимального эффекта в наиболее короткие сроки. Для более широкого охвата контрольными мероприятиями организаций, на которые распространяется ценовое регулирование, МАРТ планирует проведение совместных со специалистами обл-, гор- и райисполкомов мероприятий. Сохранится взаимодействие с профсоюзами, сенаторами. При этом отмечу, что игроки рынка ответственнее подходят к формированию стоимости товаров, со своей стороны мы оперативно стараемся разъяснить любые нюансы.
В целом за 2023 год в рамках контроля за ценовой ситуацией на потребительском рынке нами установлено 795 фактов нарушения законодательства о ценах и ценообразовании. Это, к слову, на 31 процент меньше, чем в 2022-м.
Наши специалисты направили 182 предписания об устранении нарушений. Меры административной ответственности и профилактического характера были применены в отношении 417 виновных лиц — это на 33 процента меньше, чем в 2022-м. В результате рассмотренных в судах административных дел штрафные санкции составили 905 тысяч рублей.
Основное нарушение, допускаемое ретейлом, заключается в превышении предельных максимальных торговых надбавок. К слову, штраф за это исчисляется в двукратном размере разницы между фактической выручкой, полученной от реализации товаров, работ, услуг, и расчетной величиной выручки от их реализации по ценам и тарифам, установленным в соответствии с законодательством. Ретейл понимает, что рискует не только финансовыми потерями в настоящее время, но и доверием потребителей — а это сегодня как никогда важно.
Важное на сайте
Сообщить о росте цен
Ценообразование на лекарственные средства
Решение Комиссии по установлению факта нарушения (отсутствия) нарушения антимонопольного законодательства
Предостережения и предупреждения
Общественное обсуждение проектов
Маркировка товаров
Упрощение условий ведения бизнеса
Рекомендации по предотвращению распространения COVID-19 для субъектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания
Рекомендации по насыщению потребительского рынка средствами индивидуальной защиты
Обучение по вопросам антимонопольного регулирования и конкурентной политики
Возврат к списку