×
Уважаемый посетитель сайта! Вы используете устаревший браузер. Для корректного отображения информации, пожалуйста, воспользуйтесь другим браузером или обновите используемый!

По обращениям И.Г. Дубины (Минская область, М.Ухолода), В.О.Ворончука, В.Е.Курмаза (Могилевская область, г.Бобруйск), А.Н.Медведева.

В последние годы в Беларуси отмечается значительное замедление роста потребительских цен в целом: с 21,8 процента в 2012 году до 4-6 процентов в 2017 – I квартале 2019 года. Вместе с тем, по отдельным позициям цены растут, как в большем, так и в меньшем размере.

За этот период денежные доходы населения выросли существенно больше по сравнению с потребительскими ценами – практически на 40 процентов. Несмотря на общее увеличение покупательской способности населения, на многие продукты питания она снижалась и только в 2018 году отмечается ее рост.

Так, количество молока, которое можно было приобрести на величину среднедушевого располагаемого денежного дохода, за год увеличилось на 5,7 процента, мяса птицы – на 7,1 процента, рыбы мороженной – на 10,8 процента, сахара – на 23,7 процента, масла подсолнечного – на 17 процентов.

С середины 2018 года по I квартал 2019 г. отмечается повышенный рост цен в бóльшей степени на продовольственные товары. Так, в марте в годовом выражении (за апрель 2018 г. – март 2019 г.) продовольственные товары подорожали на 6,6 процента. Такой рост обусловлен преимущественно низким урожаем 2018 года из-за неблагоприятных погодно-климатических условий, как в Беларуси, так и в странах соседей.

Данный фактор, прежде всего, повлиял на ускорение роста цен на мясо и мясопродукты: в связи с ростом цен на зерновые культуры подорожали корма (их доля в затратах на производство свиней составляет около 60 процентов), что привело к росту цен на рынке. Кроме того, это повлияло на повышение цен на муку ржаную и пшеничную, хлеб, хлебобулочные и макаронных изделия, отдельные овощи (капусты, лука, моркови).

Аналогичная ситуация была характерна и для стран-соседей. В Российской Федерации и Украине отмечается ускоренный рост цен на мясо, муку, хлеб, отдельные овощи (капусту, морковь) практически такими же темпами, как и в Беларуси.

Увеличение потребительских расходов населения на продовольственные товары привело к меньшему потреблению непродовольственных товаров и, соответственно, сдерживанию роста цен в этой сфере. Так, рост цен в годовом выражении (за последние 12 месяцев) на непродовольственные товары сохраняется на уровне 2-3,5 процента. Так, например, за последних 12 месяцев одежда подешевела на 0,4 процента, обувь на 2,7 процента.

Для снижения цен на лекарственные средства в Беларуси МАРТ совместно с Минздравом введен новой принцип регистрации цен (референтное ценообразование).

В рамках «пилотного» проекта МАРТ осуществляется экономический анализ и согласование цен на отдельные лекарственные средства для лечения сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний. Комиссией МАРТ согласованы предельные отпускные цены на 236 наименований лекарственных средств, применяемых для лечения сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний. По 105 позициям снижение цен составило от 0,3 процента до 64,6 процента, в том числе: по 40 позициям – до 20 процентов; по 48 – от 20 до 40 процентов; по 17 – от 40 до 64 процентов.

На 2019 год перед Правительством поставлена задача по ограничению роста потребительских цен на уровне не более 5 процентов (в декабре 2019 г. к декабрю 2018 г.).

В первом квартале 2019 г. прирост индекса потребительских цен сложился в рамках прогноза: за квартал потребительские цены выросли на 2,6 процента при прогнозе 2,7 процента. В последующих кварталах ожидается постепенное замедление роста потребительских цен.

В целях выполнения целевого параметра МАРТ:

  • осуществляет ценовое регулирование в сферах, в которых ограничена конкуренция (естественных монополий, предприятий, занимающих доминирующее положение). Отдельные услуги реализуются по тарифам, которые полностью не возмещают понесенные затраты. В целях повышения уровня возмещения затрат такие тарифы (на жилищно-коммунальные услуги, пассажирские перевозки, связь) повышаются большими темпами (чем нерегулируемые цены) с привязкой к уровню роста доходов населения;
     
  • проводит мониторинг и осуществляет анализ факторов, влияющих на динамику цен по всей цепочке от «производителя до потребителя», в том числе точечно работает с торговлей и производителями по недопущению роста цен, а также рассматривает целесообразность введение временного ценового регулирования на отдельные социально значимые товары. Принятие таких решений не должно наносить вред экономическому состоянию предприятий и вызывать дефицит товаров на рынке;
     
  • контроль за повышением цен, выявление фактов необоснованного завышения, проведение расследований, принятие мер и санкций.
     

СправочноВ рамках реализации контрольных функций на потребительском рынке сотрудниками МАРТ за 2018 г. в части мониторингов обследовано 2977 объектов. По результатам мониторингов субъектам хозяйствования, нарушившим законодательство, выданы рекомендации по их устранению.

В I квартале 2018 г. назначено 4 внеплановые проверки, в том числе по вопросам ценообразования – 2 проверки. В рамках мониторингов обследовано 394 объекта.