×
Уважаемый посетитель сайта! Вы используете устаревший браузер. Для корректного отображения информации, пожалуйста, воспользуйтесь другим браузером или обновите используемый!

Министерство антимонопольного регулирования и торговли при рассмотрении обращения гражданина о приобретении мини-трактора были установлены нарушения статей 7 и 8 Закона Республики Беларусь от 9 января 2002 года «О защите прав потребителей» (далее – Закон) и Правил продажи товаров при осуществлении розничной торговли по образцам, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2009 г. № 31 (далее – Правила), выразившиеся в недоведении необходимой и достоверной информации до сведения потребителя при заключении договора розничной купли-продажи, а также доведении недостоверной информации о товаре.

Так, из информации, содержащейся в обращении гражданина, товар был приобретен потребителем у индивидуального предпринимателя Бодилова А.Ю. (далее – продавец) в интернет-магазине. Отношения между покупателем, который приобретает товар в интернет-магазине, и продавцом товара, а также способ и перечень доводимой информации до сведения потребителей регулируются нормативными требованиями не только Закона, но и Правил.

В ходе рассмотрения представленных документов (инструкция по эксплуатации, копия гарантийного талона) было установлено, что потребителю не была доведена обязательная информация о:

  • наименовании (фирменном наименовании), месте нахождения изготовителя;
  • наименовании и месте нахождения импортера;
  • наименовании ремонтной организации, уполномоченной изготовителем (продавцом, поставщиком, представителем) на устранение недостатков товара и (или) его техническое обслуживание.

При изучении информации, содержащейся в гарантийном талоне, установлен факт доведения потребителю недостоверной информации о гарантийном сроке: в гарантийном талоне заявлен гарантийный срок – 12 месяцев и 12 месяцев – бесплатного сервисного обслуживания. Вместе с тем, согласно договору поставки товара, поставщиком товара был заявлен гарантийный срок 24 месяца с момента поставки. Также о такой продолжительности гарантийного срока была размещена информация и на интернет-сайте поставщика товара.

Нормативные предписания пункта 5 статьи 13 Закона запрещают продавцу товара устанавливать или объявлять гарантийный срок на товар меньше гарантийного срока, установленного поставщиком (производителем).

Кроме того, гарантийный талон не содержал информацию, которую в соответствии с инструкцией по эксплуатации, прилагаемой к товару, должны были довести до сведения потребителя.

Примечание: в соответствии с инструкцией по эксплуатации до сведения потребителя в гарантийном талоне должна доводится информация с указанием: модели, адреса и номера телефона сервисной поддержки, поставщика и даты поставки, наименовании производителя, наименовании дилера, его адрес и телефон.

Учитывая вышеизложенную ситуацию, МАРТ было принято решение о проведении проверки интернет-магазина поставщика.

В ходе проверки было установлено, что гарантийный талон, выданный потребителю продавцом, не соответствует типовому гарантийному талону поставщика товара. Также на интернет-сайте поставщика размещалась информация о производителе: «Германия (SHTENLI™ GMBH Germany)» без указания места происхождения товара. При этом в ТТН на отгрузку товара продавцу и спецификации к договору поставки было указано местонахождение производителя – Китай, без указания наименования и полного местонахождения.

Нормативные предписания пункта 1 статьи 16 Закона представляют право потребителю на незамедлительное получение в месте реализации товара достоверной информации о товаре, а в случае непредставления такой информации – расторгнуть договор розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы.

Примечание: если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить в месте реализации товара необходимую и достоверную информацию о товаре, потребитель вправе в разумный срок потребовать от продавца расторжения договора и возврата уплаченной за товар денежной суммы, а также возмещения других убытков (пункт 1 статьи 16 Закона).

Как следовало из обращения, потребитель неоднократно в устной и в письменной форме заявлял требование о представлении ему полной и достоверной информации о товаре. Однако продавцом информация не была представлена. В связи с этим потребителем было предъявлено требование продавцу товара о расторжении договора купли-продажи, которое не было исполнено в установленные Законом сроки.

По результатам рассмотрения обращения гражданина Министерством антимонопольного регулирования и торговли были вынесены предписания о прекращении нарушений прав потребителей поставщику и продавцу товара. В настоящее время предписания исполнены.