×
Уважаемый посетитель сайта! Вы используете устаревший браузер. Для корректного отображения информации, пожалуйста, воспользуйтесь другим браузером или обновите используемый!

Вопрос:

Ремесленник посредством рекламы в сети Интернет реализует товар собственного производства потребителям. Какую информацию о товаре он должен доводить до сведения потребителей в Интернете? Необходимо ли ремесленнику регистрировать интернет-магазин и вправе ли он реализовывать продукцию собственного производства в сети Интернет?

Ответ:

Порядок реализации физическими лицами, осуществляющими ремесленную деятельность (ремесленниками) изготовленных ими товаров определен абзацем вторым подпункта 1.5 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 9 октября 2017 г. № 364 «Об осуществлении физическими лицами ремесленной деятельности».

Таким образом, с 12 января 2018 года (с момента вступления в силу Указа № 364) ремесленники вправе реализовывать изготовленные ими товары:

  • на торговых местах на рынках, ярмарках и (или) в иных установленных местными исполнительными и распорядительными органами местах;
  • в помещениях, используемых для изготовления этих товаров;
  • путем пересылки почтовым отправлением (в том числе международным);
  • посредством доставки по указанному потребителем адресу любым видом транспорта;
  • на основании гражданско-правовых договоров, заключаемых с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;
  • с применением рекламы в глобальной компьютерной сети Интернет (т.е. размещать в сети Интернет рекламу (в том числе в социальных сетях), посредством которой возможна реализация изготавливаемых ими товаров).
     

При этом при производстве и размещении (распространении) рекламы (в том числе интернет-рекламы), посредством которой будет осуществляться реализация изготавливаемых товаров, ремесленникам следует учитывать требования Закона Республики Беларусь от 9 января 2002 г. № 90-3 «О защите прав потребителей» и Закона Республики Беларусь от 10 мая 2007 г. № 225-3 «О рекламе».

Закон о рекламе не содержит ограничений по месту и времени размещения (распространения) рекламы ремесленной деятельности. Это означает, что ремесленник имеет право размещать (распространять) рекламу в средствах массовой информации (на телевидении, радио, в печатных изданиях (газетах, журналах), на средствах наружной рекламы, в сети Интернет и в иных, не запрещенных Законом о рекламе местах.

При этом при производстве и размещении (распространении) рекламы, посредством которой будет осуществляться реализация изготавливаемых товаров, ремесленникам следует учитывать требования Закона о рекламе и Закона о защите прав потребителей.

В силу статьи 1 Закона о защите прав потребителей ремесленники, реализующие изготавливаемые ими товары, являются продавцами.

В соответствии с пунктами 8, 9 статьи 7, пунктами 1, 3 статьи 8 Закона о защите прав потребителей при реализации товаров посредством рекламы (в том числе интернет-рекламы) продавец обязан в этой рекламе доводить до сведения потребителей информацию о:

  • своих фамилии, собственном имени, отчестве;
  • наименовании товара;
  • цене товара;
  • об условиях хранения товара, пользования товаром, если они отличаются от обычных условий хранения товаров, пользования товарами либо требуют специальных условий хранения, пользования;
  • сроке доставки товара;
  • цене и об условиях оплаты доставки товара.
     

Согласно статье 1 Закона Республики Беларусь от 8 января 2014 г. №128-3 «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь»:

  • интернет-магазин – информационный ресурс субъекта торговли в глобальной компьютерной сети Интернет, позволяющий осуществить заказ на приобретение или выбор и приобретение товаров без (вне) торгового объекта (пункт 8);
  • субъект торговли – юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, осуществляющие торговлю на территории Республики Беларусь (пункт 31).
     

Учитывая приведенные определения, интернет-сайт ремесленника не является интернет-магазином и, следовательно, не подлежит регистрации в Торговом реестре Республики Беларусь.