В настоящее время в сфере розничной торговли происходит активное внедрение информационных технологий, совершенствуются формы и методы продажи товаров. В магазинах все чаще используются электронные информационные каталоги (интерактивные панели), позволяющие покупателям быстро и в удобной форме ознакомиться с информацией о реализуемых товарах и сделать необходимый выбор.
Учитывая вышеизложенное, а также в связи с поступающими запросами субъектов торговли по вопросам соблюдения ассортиментных перечней товаров при продаже товаров по образцам в торговом объекте с использованием электронных каталогов (панелей) и иных подобных устройств Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь разъясняет следующее.
Согласно пункту 4 статьи 1 Закона Республики Беларусь от 8 января 2014 года «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь» ассортиментный перечень товаров – перечень товаров, которые должны быть в продаже в торговом объекте, в котором осуществляется розничная торговля (далее – розничный торговый объект), постоянно или в течение периода, предназначенного для их продажи.
В соответствии с абзацами первым и вторым пункта 3 Правил продажи товаров при осуществлении розничной торговли по образцам, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2009 г. № 31, розничная торговля по образцам осуществляется в торговом объекте путем демонстрации образцов товаров и (или) описаний товаров, содержащихся в каталогах, проспектах, рекламе, буклетах или представленных в фотографиях или иных информационных источниках.
Технологические требования к организации процессов продажи товаров в розничных торговых объектах в зависимости от методов продажи товаров определены в Инструкции об организации процессов продажи товаров в розничных торговых объектах, утвержденной постановлением Министерства торговли Республики Беларусь от 30 мая 2016 г. № 20 (далее – Инструкция).
В соответствии с пунктом 7 Инструкции при продаже товаров в розничном торговом объекте с использованием метода продажи товаров по образцам выбор товаров осуществляется покупателем самостоятельно или с помощью продавца на основе ознакомления с образцами товаров и (или) с их описанием в каталогах, проспектах, рекламе, буклетах, представленных в фотографиях или иных информационных источниках, размещенных в розничном торговом объекте.
В складских помещениях розничного торгового объекта и (или) на складах продавца должно быть обеспечено наличие необходимого количества товаров для продажи в случае выбора покупателем конкретных образцов и (или) описаний товаров и желания приобрести данные товары.
Таким образом, требования законодательства о соблюдении ассортиментного перечня товаров для розничного торгового объекта, в котором осуществляется продажа товаров по образцам, будут считаться выполненными при соблюдении в совокупности следующих условий: