В соответствии с абзацами десятым, седьмым, тринадцатым и пятнадцатым статьи 2 Закона Республики Беларусь от 10 мая 2007 г. № 225-З «О рекламе» (далее – Закон):
реклама – это информация об объекте рекламирования, распространяемая в любой форме с помощью любых средств, направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и (или) его продвижение на рынке;
объект рекламирования – это продукция, товар, работа или услуга (далее – товар), организация или гражданин, права, охраняемые законом интересы или обязанности организаций или граждан, средства индивидуализации организаций или граждан, товаров, результаты интеллектуальной деятельности, конкурсы, лотереи, игры, иные игровые, рекламные и иные мероприятия, пари, явления (мероприятия) социального характера.
рекламодатель – организация или гражданин, деятельность или товары (работы, услуги) которых рекламируются, либо которые определили объект рекламирования и (или) содержание рекламы, либо которые предоставляют рекламу рекламораспространителю для ее размещения (распространения) на территории Республики Беларусь;
рекламораспространитель – организация или гражданин, осуществляющие размещение (распространение) рекламы в любой форме с помощью любых средств.
6 января 2024 г. принят Закон Республики Беларусь от 6 января 2024 г. № 353-З «Об изменении законов по вопросам рекламы», которым внесены изменения в Закон Республики Беларусь от 10 мая 2007 г. № 225-З «О рекламе» (далее – Закон в новой редакции).
Нормы, содержащие требование о включении в Реестр рекламораспространителей (далее – Реестр), вступают в силу 12 июля 2024 г.
В соответствии с частью первой и второй пункта 14 статьи 10 Закона в новой редакции с указанной даты:
услуги по размещению (распространению) рекламы вправе оказывать рекламораспространители, включенные в Реестр, за исключением случаев, указанных в части третьей пункта 14 статьи 10 Закона в новой редакции, а именно: услуги по размещению (распространению) наружной рекламы; рекламы на транспортных средствах и внутри их салонов; рекламы посредством телефонной, телексной, факсимильной, сотовой подвижной электросвязи, электронной почты; рекламы в капитальных строениях (зданиях, сооружениях), а также в местах проведения культурных, образовательных, спортивных, спортивно-массовых, туристических мероприятий, соревнований, конкурсов, выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий; рекламы на бумажном носителе, не относящемся к печатному средству массовой информации; иной рекламы, определенные Советом Министров Республики Беларусь;
оказание услуг по размещению (распространению) рекламы рекламораспространителем, не включенным в Реестр, является незаконным и запрещается.
Учитывая изложенное:
если субъект хозяйствования размещает (распространяет) в сети Интернет (в том числе в своих аккаунтах в социальных сетях) по собственной инициативе (самостоятельно) свою рекламу (о себе, о своей деятельности, услугах), содержащую информацию о своих партнерах и клиентах (например, их наименования и иные средства индивидуализации и др.) при отсутствии активных ссылок на интернет-ресурсы (аккаунты) партнеров и клиентов, в целях привлечения внимания, формирования и поддержания интереса потребителей рекламы к своей деятельности, предположительно такая информация будет являться рекламой, а субъект хозяйствования будет являться рекламодателем;
если субъект хозяйствования размещает (распространяет) в сети Интернет информацию о своих партнерах и клиентах, содержащую активные ссылки на их интернет-ресурсы, аккаунты, то такая информация о них будет являться рекламой этих субъектов. В этом случае субъект хозяйствования, который размещает (распространяет) такую рекламу, будет являться рекламораспространителем, который подлежит включению в Реестр.
Справочно:
Одновременно обращаем внимание, что согласно абзацу четвертому пункта 9 статьи 10 Закона в рекламе не допускается использование наименований организаций, товарных знаков и (или) знаков обслуживания, эмблем и иной символики, изображения имущества организаций или граждан лицами, не имеющими права на такое использование.
Кроме того, необходимо иметь в виду требование подпункта 1.1 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 31 марта 2022 г. № 131 «О развитии средств массовой информации», в силу которого оказание услуг по размещению (распространению) рекламы осуществляется на основании договора, содержащего стоимость услуг по размещению (распространению) рекламы или условия определения такой стоимости. Оказание услуг по размещению (распространению) рекламы без соблюдения указанного требования является незаконным и запрещается.