×
Уважаемый посетитель сайта! Вы используете устаревший браузер. Для корректного отображения информации, пожалуйста, воспользуйтесь другим браузером или обновите используемый!

Вопрос:

Должно ли рекламное агентство уплачивать сбор при оказании услуг по размещению (распространению) рекламы ИП, ремесленников, лиц, осуществляющих самостоятельную профессиональную деятельность, являющихся иностранными гражданами? Являются ли такие лица иностранными рекламодателями?

Ответ:

В силу абзацев девятого, двенадцатого, пятнадцатого и семнадцатого статьи 2 Закона Республики Беларусь от 10 мая 2007 г. № 225-З
«О рекламе» (далее – Закон), абзаца третьего статьи 30711, пункта 1 статьи 30712, пункта 1 статьи 30713 и статьи 30714 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК):

объект рекламирования – продукция, товар, работа или услуга (далее – товар), организация, гражданин, производственный объект, торговый объект, иной объект обслуживания, капитальное строение (здание, сооружение), иное имущество, средство индивидуализации участника гражданского оборота, товара, доменное имя сайта в глобальной компьютерной сети Интернет (далее – сеть Интернет), иное обозначение (логотип, эмблема, знак, символ и другое), информационный ресурс сети Интернет, результат интеллектуальной деятельности, конкурс, лотерея, игра, иное игровое, рекламное или иное мероприятие, пари, права, охраняемые законом интересы, обязанности организаций или граждан, явление (мероприятие) социального характера;

реклама – информация об объекте рекламирования, размещаемая (распространяемая) в любой форме с помощью любых средств, направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и (или) его продвижение на рынке;

рекламодатель – организация или гражданин, деятельность или товары которых рекламируются, либо которые определили объект рекламирования и (или) содержание рекламы, либо которые предоставляют рекламу рекламораспространителю для ее размещения (распространения) на территории Республики Беларусь;

иностранный рекламодатель – рекламодатель, созданный в соответствии с законодательством иностранного государства с местом нахождения за пределами Республики Беларусь или зарегистрированный в иностранном государстве;

рекламораспространитель – организация или гражданин, осуществляющие размещение (распространение) рекламы в любой форме с помощью любых средств;

плательщиками сбора за размещение (распространение) рекламы (далее – сбор) признаются: юридические лица Республики Беларусь и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь, являющиеся рекламодателями; рекламные агентства при оказании услуг по размещению (распространению) рекламы иностранному рекламодателю;

объектом обложения сбором признается оказание рекламодателю (рекламораспространителем рекламному агентству в случае, указанном в подпункте 1.2 пункта 1 статьи 30712 НК) услуг по размещению (распространению) рекламы на территории Республики Беларусь, включая размещение (распространение) рекламы в сети Интернет;

налоговой базой сбора признается стоимость фактически оказанных рекламодателю (рекламораспространителем рекламному агентству в случае, указанном в подпункте 1.2 пункта 1 статьи 30712 НК) услуг по размещению (распространению) рекламы без налога на добавленную стоимость.

Учитывая приведенные нормы:

индивидуальные предприниматели, ремесленники и лица, осуществляющие самостоятельную профессиональную деятельность, будут являться иностранными рекламодателями, если они созданы в соответствии с законодательством иностранного государства и местом их регистрации является иностранное государство. В случае, если начало осуществления иностранным физическим лицом соответствующей индивидуальной предпринимательской деятельности осуществлялось в соответствии с законодательством Республики Беларусь (в том числе регистрация таких лиц осуществлялась на территории Республики Беларусь), указанные лица не могут рассматриваться как иностранные рекламодатели;

в случае, если указанные физические лица будут выступать в качестве иностранных рекламодателей, у рекламного агентства возникают основания для уплаты сбора.

Кроме того, согласно статье 11 Конституции Республики Беларусь, а также части первой статьи 4 и статье10, части третьей статьи 11 Закона Республики Беларусь от 4 января 2010 г. № 105-З «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь»:

иностранные граждане и лица без гражданства
на территории Республики Беларусь пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами;

постоянно проживающие в Республике Беларусь иностранцы имеют все социально-экономические права, которыми пользуются граждане Республики Беларусь;

социально-экономические права иностранцев, временно пребывающих и временно проживающих в Республике Беларусь, определяются законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь;

иностранцы, временно пребывающие и временно проживающие в Республике Беларусь, не вправе осуществлять в Республике Беларусь предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, если иное не определено законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь.

Материал подготовлен 21.02.2025».