Суть жалобы.
В соответствии с приложением 1-1 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 15 июня 2019 г. № 395 «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – постановление № 395) в конкурсной документации установлено дополнительное требование к участникам – деловая репутация участника. Для оценки предложения участника процедуры государственной закупки на соответствие данному критерию необходимо предоставить не менее трех положительных отзывов о качестве и соблюдении сроков выполнения сопоставимых по цене работ (оказания услуг), составляющих предмет государственной закупки, или аналогичных работ (услуг).
Заявителем в предложении предоставлено 5 отзывов крупных государственных заказчиков о качестве и соблюдении сроков выполнения работ, составляющих предмет государственной закупки, или аналогичных работ (услуг). Однако, комиссией заказчика данные отзывы к рассмотрению не приняты в связи с тем, что отзывы датированы ранее срока ввода объекта в эксплуатацию.
Учитывая отсутствие в законодательстве конкретных требований к датированию отзывов о качестве и соблюдении сроков выполнения работ на объекте строительства, заявитель считает свое предложение полностью соответствующим требованию о подтверждении деловой репутации.
Позиция заказчика.
Пунктом 26 Правил заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 сентября 1998 г. № 1450 предусмотрена обязанность подрядчика передать заказчику в порядке, предусмотренном законодательством и договором, объект, результат строительных работ.
Согласно пункту 5 Положения о порядке приемки в эксплуатацию объектов строительства, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 июня 2011 г. № 716, при приемке в эксплуатацию объект оценивается приемочной комиссией по критериям качества.
Соответственно, отзывы о качестве и соблюдении сроков сопоставимых по цене работ (оказания услуг), составляющих предмет государственной закупки, или аналогичных работ (услуг), данные до ввода объекта в эксплуатацию, не могут отражать того, что работы выполнены качественно и в оговоренные договорами сроки. Идентифицировать факт окончания работ в оговоренные договором срок и с надлежащим качеством по таким отзывам не представляется возможным. Соответственно, отзывы, полученные подрядчиком до окончания договорных отношений в части строительства объекта и сдачи его заказчику, не объективны и комиссией заказчика во внимание приниматься не могут.
Позиция МАРТ.
Предложение участника содержит пять отзывов за 2020-2022 годы о качестве и соблюдении сроков выполнения сопоставимых по цене работ (оказания услуг), составляющих предмет государственной закупки, или аналогичных работ (услуг), что соответствует требованиям конкурсных документов и законодательству о государственных закупках.
Комиссия отметила, что конкурсными документами и постановлением № 395 не установлены требования к срокам получения указанных отзывов, в том числе о том, что они должны быть датированы после ввода объекта в эксплуатацию.
Таким образом, комиссия заказчика в нарушение абзаца четвертого пункта 4 статьи 35 Закона Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» отклонила предложение, соответствующее требованиям к участникам.
Протокол Комиссии МАРТ от 12.03.2024 № 2.