С учетом положений пункта 2 статьи 52 Закона Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – Закон) жалоба может быть подана в МАРТ:
в отношении документов, предоставляемых для подготовки предложения, – любым заинтересованным лицом до истечения срока для подготовки и подачи предложений;
в отношении иных действий (бездействия) и (или) решений заказчика (организатора), комиссии и (или) ее членов, товарной биржи, оператора электронной торговой площадки – участником со дня истечения срока для подготовки и подачи предложений, но не позднее десяти календарных дней (пяти календарных дней при проведении процедуры запроса ценовых предложений) со дня уведомления участников о выборе участника-победителя либо об отмене процедуры государственной закупки или признании ее несостоявшейся.
участником процедуры закупки из одного источника на действия (бездействие) и (или) решения заказчика (организатора), комиссии и (или) ее членов - со дня получения предложения от заказчика о заключении договора до дня его заключения.
2. Несоблюдение порядка представления жалобы.
Частью второй пункта 3 статьи 52 Закона определено, что в случае проведения открытого конкурса, электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений жалоба в МАРТ подается посредством ее размещения на электронной торговой площадке.
Соответственно, в случае направления в МАРТ жалобы по указанным видам процедур государственных закупок посредством почтовой корреспонденции, электронного обращения, системы межведомственного документооборота, такая жалоба будет возвращена заявителю в связи с нарушением порядка подачи.
В то же время в случае проведения закрытого конкурса, закрытой процедуры запроса ценовых предложений, биржевых торгов, процедуры закупки из одного источника жалоба в МАРТ подается в письменной форме.
В части содержания жалоба должна соответствовать требованиям, установленным пунктом 3 статьи 52 Закона.
А) Иногда заявители в жалобах не указывают, например, наименование, место нахождения, учетный номер плательщика заказчика (организатора), наименование вида процедуры государственной закупки и ее регистрационный номер, присвоенный электронной торговой площадкой, источник финансирования государственной закупки, ссылаясь на то, что данные сведения содержатся на электронной торговой площадке. Однако, сведения, содержащиеся на электронной торговой площадке, не являются жалобой. Соответственно, при отсутствии необходимых сведений непосредственно в жалобе, она не будет принята к рассмотрению в соответствии с абзацем вторым пункта 6 статьи 53 Закона.
Б) Зачастую заявители не акцентируют внимание на том, кем проводится процедура государственной закупки, и, соответственно, при подаче жалобы указываю только сведения о заказчике.
Вместе с тем стоит обратить внимание, что в случае проведения процедуры государственной закупки организатором необходимо указывать наименование, место нахождения, учетный номер плательщика организатора.
В) Нередко при подаче жалобы в МАРТ заявители указывают только регистрационный номер процедуры государственной закупки в государственной информационно-аналитической системе управления государственными закупками. Вместе с тем необходимо также указывать регистрационный номер, присвоенный электронной торговой площадкой.
Ведь согласно абзацу четвертому части первой пункта 3 статьи 52 Закона жалоба должна содержать наименование вида процедуры государственной закупки и ее регистрационный номер, присвоенный государственной информационно-аналитической системой, электронной торговой площадкой, указание источника финансирования государственной закупки.
Так, на электронной торговой площадке открытого акционерного общества «Белорусская универсальная товарная биржа» регистрационный номер состоит из буквенного и цифрового значения, например: AU20210408213698 или RQ20210122023675; на электронной торговой площадке информационного республиканского унитарного предприятия «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» регистрационный номер также состоит из буквенного и цифрового значения, но выглядит так: auc0000323163.
Г) В соответствии с абзацем пятым части 1 статьи 52 Закона жалоба должна содержать указание на нарушаемые обжалуемыми действиями (бездействием) и (или) решениями заказчика (организатора), комиссии и (или) ее членов, товарной биржи, оператора электронной торговой площадки права и законные интересы.
При этом обращаем внимание, что имеется в виду нарушение прав и законных интересов непосредственно самого заявителя, а не неопределенного круга лиц или потенциальных участников. Например, в жалобе это может выглядеть так: «Согласно аукционным документам необходимо предоставить лицензию. Вместе с тем, так как данный вид деятельности не лицензируется, я не могу получить соответствующий документ, что нарушает мое право на участие в процедуре государственной закупки».
Иногда заявитель указывает: «В ходе проведения процедуры государственной закупки нарушены мои права и законные интересы». При этом из содержания жалобы, в том числе прилагаемых документов, не представляется возможным установить, в чем конкретно состоит нарушение прав и законных интересов самого заявителя. В этой связи отмечаем, что заявитель должен четко сформулировать в чем состоит нарушение его прав и законных интересов. Например, в жалобе это может выглядеть так: «Победителем неправомерно был выбран участник ООО «А», чем нарушено мое право стать участником-победителем процедуры и заключить договор, так как моему предложению присвоен порядковый номер 2 по степени выгодности».
Д) Также Законом предусмотрена обязанность заявителя указывать конкретные нормы законодательства о государственных закупках, которые нарушены обжалуемыми действиями (бездействием) и (или) решениями.
Зачастую в жалобе заявляется о нарушении заказчиком (организатором), комиссией и (или) ее членами, оператором электронной торговой площадки статьи 4 Закона «Основные цели и принципы в сфере государственных закупок». Вместе с тем, ссылка на статью 4 Закона не подтверждает нарушение порядка проведения конкретной процедуры государственной закупки.
Заявитель обязан указать конкретную норму Закона, которая была нарушена действиями (бездействием) и (или) решением заказчика (организатора), комиссии и (или) ее членов, оператора электронной торговой площадки при проведении государственных закупок. При этом при указании нарушенной нормы законодательства о государственных закупках заявитель должен сослаться на конкретный структурный элемент – абзац, часть, пункт, статью Закона. Например, «не отклонив предложение, не соответствующее требованиям аукционных документов, комиссия заказчика нарушила абзац второй пункта 4 статьи 42 Закона» либо «Установив к участникам требования, не предусмотренные законодательством, заказчик нарушил абзацы второй и третий пункта 2 статьи 16 Закона».
Ж) Согласно абзацу шестому части первой пункта 3 статьи 52 Закона жалоба должна содержать документы и (или) сведения, подтверждающие обоснованность жалобы, с указанием юридических фактов и иных обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии законодательству о государственных закупках обжалуемых действий (бездействия) и (или) решений.
Так, на лицо, заявившее о нарушении своих прав и законных интересов в ходе проведения процедуры государственной закупки, возложена императивная обязанность обоснования своих требований и подкрепления их доказательной базой. В случае отсутствия непосредственно документов, подтверждающих обоснованность жалобы, заявитель обязан предоставить сведения, юридические факты и иные обстоятельства, свидетельствующие о несоответствии законодательству о государственных закупках обжалуемых действий (бездействия) и (или) решений.
Иногда заявители указывают, что установлены требования, не предусмотренные абзацем вторым пункта 2 статьи 16 Закона. При этом документы и (или) сведения о том, что в соответствующем отраслевом законодательстве не предусмотрены указанные требования, жалоба не содержит.
Вместе с тем отмечаем, что абзац второй пункта 2 статьи 16 Закона не предусматривает исчерпывающий перечень требований, а дает лишь отсылку на требования, установленные законодательством к юридическому или физическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю, осуществляющему поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), являющихся предметом государственной закупки.
Таким образом, если, по мнению заявителя, в нарушение абзаца второго пункта 2 статьи 16 Закона заказчик установил избыточные требования к участникам, в таком случае заявителю необходимо проанализировать отраслевое законодательство (иное законодательство, помимо законодательства о государственных закупках) на предмет отсутствия/наличия в нем требований к лицу, осуществляющему поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), являющихся предметом государственной закупки.
С учетом такого анализа заявитель должен указать на отсутствие в законодательстве определенных требований, в том числе со ссылками на правовые акты, регулирующие соответствующую сферу.
Кроме того, в качестве документов, сведений, юридических фактов, подтверждающих обоснованность требований заявителя, могут быть представлены разъяснения, обращения, запросы и ответы на них в государственные органы (например, по вопросам лицензирования деятельности в области промышленной безопасности – Министерство по чрезвычайным ситуациям; по вопросам установления требований к квалификации, опыту работы специалистов – Министерство труда и социальной защиты и т.д.), в том числе пояснения, полученные непосредственно от самого заказчика (организатора).
Заявители, обращаясь через электронную торговую площадку в МАРТ с жалобой по процедуре государственной закупки, зачастую ссылаются на ограничение конкуренции и нарушение Закона Республики Беларусь от 12 декабря 2013 г. № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции». Однако, в компетенцию комиссии МАРТ по рассмотрению жалоб по процедурам государственных закупок не входит рассмотрение нарушений антимонопольного законодательства.
При наличии информации о действиях субъекта хозяйствования, нарушающих законодательство о конкуренции, участники вправе обратиться в МАРТ с соответствующим заявлением, требования к которому установлены статьей 38 Закона Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции».