×
Уважаемый посетитель сайта! Вы используете устаревший браузер. Для корректного отображения информации, пожалуйста, воспользуйтесь другим браузером или обновите используемый!

Урегулированы отношения пассажирских терминалов с автомобильными перевозчиками пассажиров

27.03.2020

В декабре прошлого года вступило в силу постановление МАРТ от 6 декабря 2019 г. № 94 «Об изменении постановления Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 20 февраля 2017 г. № 13», согласно которому были установлены предельные максимальные тарифы на услуги транспортных автомобильных терминалов, оказываемые автомобильным перевозчикам (при междугородных автомобильных перевозках пассажиров в регулярном сообщении).

Подходы, предлагаемые МАРТ, были одобрены всеми заинтересованными – облисполкомами и Минским горисполкомом, автомобильными перевозчиками, ассоциациями автомобильных перевозчиков, в том числе республиканским общественным объединением «Белорусский союз транспортников», Ассоциацией профессиональных перевозчиков пассажиров «АППП». Критических замечаний не поступало.

Однако после принятия постановления МАРТ № 94 у автомобильных перевозчиков, а также отдельных пассажирских терминалов, которые одновременно являются перевозчиками, возник ряд вопросов в части применения постановления.

Ранее отдельные автомобильные перевозчики, имея договор на оказание пассажирским терминалом услуги по реализации билетов, по факту давали пассажирскому терминалу 1-2 билета на реализацию, одновременно пользуясь услугой по предоставлению платформы. Таким образом, услуги пассажирским терминалом оказывались автомобильному перевозчику за незначительную плату, не покрывающую расходы терминала на оказание услуг.

Постановлением МАРТ № 94 данные услуги были разделены и определены соответствующие максимальные тарифы, выше которых плату пассажирские терминалы за оказание данных услуг установить не могли.

Практика применения сложилась таким образом, что автомобильным перевозчикам, выполняющим междугородные автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении, необходимо было оплачивать оказание пассажирским терминалом обоих услуг. Однако владельцы терминалов в свою очередь при установлении тарифов за услугу по предоставлению места для остановки автобуса в целях посадки-высадки пассажиров не учитывали загрузку транспортного средства и стоимость проезда, что могло привести к ухудшению финансового состояния части перевозчиков.

Для урегулирования сложившейся проблемной ситуации на рынке пассажирских перевозок, а также для выработки взаимоприемлемых решений для всех участников перевозочного процесса на площадке МАРТ был проведен ряд рабочих встреч с заинтересованными, по результатам которых было принято решение дать перевозчикам право выбора при заключении договора с пассажирским терминалом и внести соответствующие изменения в постановление МАРТ № 94.

В этой связи было принято постановление МАРТ № 21 от 18 марта 2020 г. «Об изменении постановления Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 20 февраля 2017 г. № 13».

Со вступлением постановления МАРТ № 21 в силу у перевозчика будут следующие варианты заключения договора с пассажирским терминалом:

1. В случае заключения договора на оказание пассажирским терминалом автомобильным перевозчикам услуги только по предоставлению места для остановки автобуса в целях посадки-высадки пассажиров с перевозчика будет взиматься плата в размере не более 3 белорусских рублей (без НДС) за заезд.

2. В случае заключения договор на оказание пассажирским терминалом услуги только по реализации билетов, багажных квитанций с перевозчика будет взиматься плата в размере не более 12 процентов от стоимости каждого реализованного билета с НДС.

Такой подход возможен, например, в случае если в соответствии с договором об организации автомобильной перевозки пассажиров в регулярном сообщении начальный и конечный остановочные пункты маршрутов междугородной внутриобластной, междугородной межобластной автомобильной перевозки пассажиров в регулярном сообщении может не находиться на автовокзале, автостанции, автокассе или диспетчерском пункте (часть 8 статьи 24 Закона Республики Беларусь от 14 августа 2007 г. N 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках»).

3. В случае заключения договора на использование пассажирского терминала, предусматривающего одновременное оказание пассажирским терминалом автомобильным перевозчикам услуги по предоставлению места для остановки автобуса в целях посадки-высадки пассажиров и услуги по реализации билетов, багажных квитанций без количественных ограничений реализации билетов, багажных квитанций одновременно будут взиматься следующая плата:

  • за оказание услуги по предоставлению места для остановки автобуса в целях посадки-высадки пассажиров – не более 3 процентов от стоимости каждого реализованного билета с НДС;
  • за оказание услуги по реализации билетов, багажных квитанций – не более 12 процентов от стоимости каждого реализованного билета с НДС.

Таким образом, при одновременном оказании терминалом обоих услуг без количественных ограничений по реализации билетов, перевозчику необходимо будет заплатить не более 15 процентов от стоимости каждого реализованного билета с НДС.

Обращаем внимание на то, что пассажирские терминалы самостоятельно определяют размер тарифов на оплату своих услуг, но не выше обозначенных в постановлении МАРТ № 21 максимальных значений.

Постановление МАРТ № 21 вступает в силу после его официального опубликования.

Возврат к списку