×
Уважаемый посетитель сайта! Вы используете устаревший браузер. Для корректного отображения информации, пожалуйста, воспользуйтесь другим браузером или обновите используемый!

О ЦЕНОВОЙ СИТУАЦИИ НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ В ЯНВАРЕ 2024 г.

20.02.2024

В январе 2024 г. в сравнении с декабрем 2023 г. увеличение индекса потребительских цен (ИПЦ) в годовом выражении замедлилось до 0,1 процентного пункта, в результате чего годовая инфляция составила 5,9 процента (в декабре 2023 г. годовой прирост ИПЦ ускорился на 0,4 процентного пункта относительно ноября 2023 г. до 5,8 процента). К декабрю 2023 г. прирост потребительских цен составил 0,8 процента.

Прирост потребительских цен за месяц (январь 2024 г. к декабрю 2023 г.) сложился по нижней границе фактического прироста ИПЦ, зафиксированного в Беларуси в отчетном месяце за последние десять лет: с 2014 по 2023 год он составлял от 0,8 до 2,4 процента (в среднем за указанный период – 1,3 процента).

В отчетном месяце прирост цен (тарифов) в сфере постоянно регулируемого ценообразования[1] замедлился на 0,1 процентного пункта до 8,8 процента, на плодоовощном рынке – на 1,5 процентного пункта до 17 процентов. Базовая инфляция в годовом выражении ускорилась на 0,2 процентного пункта до 4 процентов в годовом выражении.

Вклад цен на продовольственные товары в годовую инфляцию снизился относительно предыдущего месяца на 0,04 процентного пункта до 2,98 процента, на непродовольственные товары – увеличился на 0,05 процентного пункта до 0,97 процента, тарифов на услуги – на 0,03 процентного пункта до 1,93 процента.


Данные: расчет Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь.

Основное давление на инфляционные процессы в январе оказало сохранение потребительских цен в Российской Федерации на повышенном уровне и ослабление белорусского рубля к валюте этой страны, ускорение прироста цен отечественных производителей, а также высокая потребительская активность на фоне расширения внутреннего спроса.

В России за 2023 год прирост ИПЦ составил 7,4 процента, по итогу января 2024 г. годовая инфляция сохранилась на аналогичном уровне, по отношению к декабрю 2023 г. потребительские цены увеличились на 0,9 процента.

За IV квартал 2023 г. (декабрь к сентябрю 2023 г.) белорусский рубль ослаб к российскому на 3,7 процента, за январь 2024 г. к декабрю 2023 г. – на 1,5 процента[1].

По итогу января 2024 г. годовой прирост цен производителей в области растениеводства сложился на уровне 5,2 процента против 1,7 процента месяцем ранее, производителей продуктов питания, напитков и табачных изделий – 2,1 процента против 1,9 процента по итогу декабря 2023 г.

Реальные располагаемые денежные доходы населения в январе 2024 г. увеличились на 5,1 процента по отношению к январю 2023 г., розничный товарооборот – на 9,9 процента.

Средняя процентная ставка по новым кредитам, предоставленным физическим лицам[2], уменьшилась с 11,51 процента годовых в среднем за январь 2023 г. до 9,85 процента годовых в январе 2024 г.

Годовой прирост цен на рыбу и рыбопродукты ускорился на 0,2 процентного пункта до 1,3 процента, масло сливочное – на 0,2 процентного пункта до 7,2 процента, молоко и молочные продукты – на 0,5 процентного пункта до 6,1 процента, мука пшеничная – на 0,6 процентного пункта до 4,3 процента, кондитерские изделия – на 0,7 процентного пункта до 6,4 процента, электротовары – на 0,8 процентного пункта до 0,9 процента, яйца куриные – на 1 процентный пункт до 10,5 процента, хлеб и изделия хлебобулочные – на 1,3 процентного пункта до 4,4 процента.



Данные: расчет Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь.

В январе по отношению к декабрю 2023 г. отмечается:

1) удорожание товаров сегмента плодоовощной продукции на 3,9 процента.

Овощи «борщевого набора» за месяц сезонно увеличились в цене от 6,4 процента (картофель) до 13 процентов (морковь), на яблоки – на 2,8 процента, на помидоры – на 6,4 процента.

В России отмечается схожая тенденция: цены в данном сегменте увеличились на 7,3 процента за январь к декабрю 2023 г., в том числе на лук репчатый – на 7 процентов, на картофель – на 8 процентов, на свёклу – на 8,8 процента, на морковь – на 9,1 процента, на капусту белокочанную – на 15,2 процента.

За последние пять лет (с 2019 по 2023 гг.) цены на плодоовощную продукцию в январе в среднем увеличивались на 6,2 процента за месяц (минимально на 3 процента в 2021 году, максимально – на 8,5 процента в 2022году);

2) увеличение цен на кондитерские изделия (на 0,6 процента), товары мясомолочной группы.

Прирост цен на мясо и мясопродукты, а также молоко и молочные продукты составил 0,3 и 0,4 процента соответственно.

Наибольшими темпами увеличились в цене говядина (кроме бескостного мяса) (на 1,8 процента), куры (цыплята, включая бройлеров) (на 1 процент), молоко (на 0,6 процента).

За январь цены производителей скота крупного рогатого живого увеличились на 1,1 процента, молока сырого коровьего – на 1,4 процента, мяса птицы – на 0,9 процента, молока – на 0,5 процента.

Среди кондитерских изделий наибольший прирост цен зафиксирован на шоколад и конфеты глазированные шоколадной глазурью (порядка 1,6 процента на обе позиции), что отмечается на фоне рекордного подорожания какао-бобов за 2023 год (более чем на 40%) на мировом рынке.

В сфере постоянно регулируемого ценообразования[1] в январе по отношению к предыдущему месяцу повышены цены (тарифы) на табачные изделия – на 8,3 процента и водку на 2,2 процента (на фоне повышения с 1 января т.г. ставок акцизов), а также медикаменты – на 1,6 процента (преимущественно из-за курсовых колебаний).


Данные: расчет Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь.





Данные: расчет Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь

Текущие меры ценового регулирования и экономического воздействия на цены.

1) Действует система регулирования цен на товары практически всей потребительской корзины – как отечественные, так и импортные (постановление Правительства от 19 октября 2022 г. № 713).

Системой предусматривается:

для производителей – необходимость согласования отпускных цен с госорганами (организациями), облисполкомами и Минским горисполкомом;

для импортеров и торговли – установление предельных максимальных надбавок вне зависимости от количества участвующих посредников;

ограничение бартерных сделок (такие операции подлежат согласованию с государственными органами);

порядок по выплате бонусов и иных вознаграждений по продвижению товаров в торговле при поставке товаров вне зависимости от страны происхождения.

С разъяснениями о применении данного постановления, а также комментариями по вопросам его применения в формате «вопрос-ответ» можно ознакомиться на сайте МАРТ по ссылке: http://www.mart.gov.by/activity/tsenovaya-politika/primenenie-postanovleniya-soveta-ministrov-respubliki-belarus-ot-19-oktyabrya-2022-g-713-o-sisteme-r/.

2) На I квартал 2024 г. продлена возможность получения социальной скидки на определенные группы социально значимых товаров пенсионерам, инвалидам, родителям (законным представителям), воспитывающим ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, многодетным семьям, малообеспеченным слоям населения в соответствии с законодательством.

Контрольная деятельность. За январь 2024 г. МАРТ в сфере контроля за ценообразованием:

o        установлено 9 фактов несоблюдения требований нормативных правовых актов, регулирующих вопросы ценообразования;

o        направлено 4 предписания об устранении нарушений;

o        меры административной ответственности и профилактического характера применены в отношении 14 виновных лиц;

o        штрафные санкции по рассмотренным административным делам составили 332 тыс. рублей (в том числе по материалам прошлых лет).


[1] постоянно регулируемые цены (тарифы) на товары (услуги), не охваченные постановлением № 713





[1] оценка на основании данных Национального банка Республики Беларусь


[2] по данным Национального банка Республики Беларусь; за исключением кредитов, предоставленных на льготных условиях по решениям Президента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь, за счет средств республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов.




Возврат к списку