×
Уважаемый посетитель сайта! Вы используете устаревший браузер. Для корректного отображения информации, пожалуйста, воспользуйтесь другим браузером или обновите используемый!

О ценовой ситуации на потребительском рынке в ноябре 2023 г.

07.02.2024

В ноябре увеличение годовой инфляции по сравнению с предыдущим месяцем сохранилось на уровне 1,7 процентного пункта, в результате чего прирост индекса потребительских цен (ИПЦ) в годовом выражении составил 5,4 процента, что находится в рамках целевой траектории. К предыдущему месяцу потребительские цены увеличились на 0,7 процента, к декабрю 2022 г. – на 4,9 процента.

В течение октября – ноября 2023 г. из расчета годовой инфляции «ушла» низкая база предыдущего года, в частности – дефляция на 2,1 процента, зафиксированная в октябре – ноябре 2022 г., чему способствовало выстраивание новой системы регулирования цен в стране. При этом по итогу года ожидается сохранение годового прироста ИПЦ в рамках целевого параметра.

Наибольшее влияние на ускорение годового прироста ИПЦ оказало увеличение базовой инфляции на 2,1 процентного пункта по сравнению с предыдущим месяцем до 3,5 процента в годовом выражении (обеспечило около 2,5 процентного пункта годовой инфляции). Цены на плодоовощную продукцию ускорились на 2,4 процентного пункта к октябрю 2023 г. до 16,1 процента в годовом выражении (0,7 процентного пункта годовой инфляции), в сфере постоянно регулируемого ценообразования[1] – на 0,8 процентного пункта до 8,5 процента (2,2 процентного пункта).

Вклад цен на непродовольственные товары в годовую инфляцию увеличился относительно предыдущего месяца на 0,8 процентного пункта до 0,8 процента, на продовольственные товары – на 0,8 процентного пункта до 2,7 процента, тарифов на услуги – на 0,06 процентного пункта до 2 процентов.

 

Данные: расчет Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь.

Основное давление на инфляционные процессы оказывает ускорение прироста потребительских цен в Российской Федерации, а также увеличение потребительской активности на фоне расширения внутреннего спроса.

В России с мая 2023 г. отмечается ускорение годовой инфляции: с 2,3 процента в апреле до 7,5 процента в ноябре. Укрепление белорусского рубля к российскому (на 13,3 процента[2] в ноябре 2023 г. к ноябрю 2022 г., в том числе на 5,4 процента в ноябре к маю т.г.) несколько нивелировало инфляционное давление на внутренний рынок Беларуси от импорта российских товаров по более высоким ценам, сформировавшимся на фоне ускорения инфляционных процессов в данной стране. Вместе с тем рост цен в основном торговом партнере является одним из основных проинфляционных факторов.

За январь – ноябрь 2023 г. по отношению к аналогичному периоду предыдущего года реальная заработная плата увеличилась на 10,8 процента, розничный товарооборот – на 8,2 процента.

Наибольшими темпами прирост потребительских цен в годовом выражении по сравнению с октябрём т.г. ускорился на мясо и мясопродукты (на 1,5 процентного пункта до 3 процентов), маргарин (на 1,5 процентного пункта до 1,9 процента), соль (на 1,5 процентного пункта3 до 10,4 процента), кондитерские изделия (на 2,1 процентного пункта до 4,8 процента), одежду (на 2,3 процентного пункта
до 2,5 процента), товары сегмента плодоовощной продукции (на 2,4 процентного пункта[3] до 16,1 процента), муку пшеничную (на 3,4 процентного пункта до 4,1 процента), рыбу и рыбопродукты (на 3,5 процентного пункта до 0,8 процента), мебель (на 4,6 процентного пункта до 1,5 процента).

Цены на помидоры за прошедшие двенадцать месяцев увеличились на 51,2 процента, на капусту – 31,2 процента, на яблоки – 29,1 процента, на огурцы – 20 процентов, на свеклу – 15,4 процента, на морковь – 10,8 процента, на плоды цитрусовые – 9,8 процента, на бананы – 7,2 процента, на лук репчатый – 1 процент. При этом цены на картофель в годовом выражении снизились порядка 19,1 процента.


Данные: расчет Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь.

В ноябре по отношению к октябрю 2023 г. отмечается:

1) удорожание товаров сегмента плодоовощной продукции на 6,5 процента;

Наибольшими темпами увеличились в цене: виноград (на 14,9 процента), помидоры свежие (на 17,9 процента), перец сладкий (на 22,2 процента), огурцы свежие (на 65,9 процента).

Прирост цен на яблоки составил 6,3 процента, овощи «борщевого набора» (за исключением картофеля: цены на него снизились порядка 2,1 процента) – от 1,4 процента (морковь) до 9,1 процента (свёкла).

2) увеличение цен на товары, которые в стране не производятся или производятся в малом количестве на фоне курсовых колебаний и/или увеличения цен в России.

За ноябрь к октябрю рыба и рыбопродукты в Беларуси подорожали на 0,6 процента (в России – на 0,8 процента), одежда – на 0,7 процента (в России – на 0,5 процента), масло растительное – на 1 процент (в России – на 0,2 процента), парфюмерно-косметические товары – на 1,2 процента (в России – на 0,1 процента), кофе – на 1,6 процента (в России – на 0,5 процента), бананы – на 1,8 процента (в России – на 1,9 процента), синтетические моющие средства – на 1,8 процента (в России – на 0,7 процента), рис шлифованный – на 2,2 процента (в России – на 1,5 процента), крупа гречневая – на 3,6 процента (в России – на 0,1 процента).

За ноябрь к октябрю 2023 г. белорусский рубль ослаб к российскому порядка 2,6 процента[4].


Данные: расчет Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь.

В сфере постоянно регулируемого ценообразования[5] в ноябре текущего года по отношению к предыдущему месяцу повышены цены (тарифы) на табачные изделия – на 0,6 процента (с 1 октября ставки акцизов на сигареты I ценовой группы повышены на 21 процент, II ценовой группы – на 11,9 процента), лекарственные препараты – на 1,7 процента (преимущественно из-за курсовых колебаний), отопление – на 12,4 процента.


Данные: расчет Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь

Текущие меры ценового регулирования и экономического воздействия на цены.

1) Действует система регулирования цен на товары практически всей потребительской корзины – как отечественные, так и импортные (постановление Правительства от 19 октября 2022 г. № 713).

Системой предусматривается:

для производителей - необходимость согласования отпускных цен с госорганами, облисполкомами и Минским горисполкомом;

для импортеров и торговли – установление предельных максимальных надбавок вне зависимости от количества участвующих посредников;

ограничение бартерных сделок. Теперь такие операции также подлежат согласованию с государственными органами;

запрет на выплату бонусов и иных вознаграждений по продвижению товаров в торговле при поставке производителями отечественной продукции и импортируемых непродовольственных товаров (за исключением комиссионных вознаграждений при реализации потребительских товаров в порядке, определенном постановлением № 713, и стимулирующих выплат, случаи и порядок предоставления которых устанавливаются МАРТ).

С разъяснениями о применении данного постановления, а также комментариями по вопросам его применения в формате «вопрос-ответ» можно ознакомиться на сайте МАРТ по ссылке: http://www.mart.gov.by/activity/tsenovaya-politika/primenenie-postanovleniya-soveta-ministrov-respubliki-belarus-ot-19-oktyabrya-2022-g-713-o-sisteme-r/.

2) До конца 2023 года имеется возможность получения социальной скидки на определенные группы социально значимых товаров пенсионерам, инвалидам, родителям (законным представителям), воспитывающим ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, многодетным семьям, малообеспеченным слоям населения в соответствии с законодательством.

Контрольная деятельность. За январь – ноябрь 2023 г. МАРТ:

o               установлено 715 фактов несоблюдения требований нормативных правовых актов, регулирующих вопросы ценообразования;

o               направлено 169 предписаний об устранении нарушений;

o               меры административной ответственности и профилактического характера применены в отношении 396 виновных лиц;

o               штрафные санкции по рассмотренным административным делам составили 900,7 тыс. рублей (в том числе по материалам прошлых лет).




[1] постоянно регулируемые цены (тарифы) на товары (услуги), не охваченные постановлением № 713

[2] оценка на основании данных Национального банка Республики Беларусь

[3] по оценке МАРТ

[4] оценка на основании данных Национального банка Республики Беларусь

[5] постоянно регулируемые цены (тарифы) на товары (услуги), не охваченные постановлением № 713



Возврат к списку