×
Уважаемый посетитель сайта! Вы используете устаревший браузер. Для корректного отображения информации, пожалуйста, воспользуйтесь другим браузером или обновите используемый!

О ЦЕНОВОЙ СИТУАЦИИ НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ В АПРЕЛЕ 2024 г.

20.05.2024

В апреле годовая инфляция сохранилась на уровне февраля – марта текущего года и составила 5,6 процента. По отношению к предыдущему месяцу прирост индекса потребительских цен (ИПЦ) составил 0,4 процента, к декабрю 2023 г. – на 2,7 процента.

Прирост потребительских цен в апреле к марту 2024 г. сложился в рамках среднего значения, зафиксированного в Беларуси в отчетном месяце за последние 10 лет, которое составило 0,6 процента (от 0 процента до 1,6 процента).

Базовая инфляция в отчетном месяце осталась на уровне предыдущего (4,1 процента в годовом выражении), прирост цен в сфере постоянно регулируемого ценообразования[1] сократился на 0,3 процентного пункта в сравнении с мартом т.г. до 8 процентов, цены на плодоовощную продукцию ускорились на 2,1 процентного пункта до 10,9 процента.

Вклад цен на продовольственные товары в годовую инфляцию незначительно сократился по сравнению с предыдущим месяцем (на 0,02 процентного пункта), тарифов на услуги – на 0,06 процентного пункта до 1,7 процента. Цены на непродовольственные товары обеспечили вклад в годовую инфляцию порядка 1,2 процента, что больше на 0,08 процентного пункта мартовского показателя.


Данные: расчет Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь.

Основными факторами, оказывающими влияние на потребительские цены, являются ускорение прироста цен производителей (на фоне роста затрат), цен импорта, а также высокая потребительская активность на фоне расширения внутреннего спроса. Кроме того, в Российской Федерации уровень инфляции сохраняется на повышенном уровне – 7,8 процента в годовом выражении. Вместе с тем за прошедший год белорусский рубль укрепился к российскому порядка 3,4 процента (апрель 2024 г. к апрелю 2023 г.), что несколько нивелировало инфляционное давление на внутренний рынок Беларуси от импорта российских товаров по более высоким ценам.

По данным Белстата, цены производителей:

o   сельскохозяйственной продукции за 2023 год снизились на 4,9 процента (декабрь 2023 г. к декабрю 2022 г.), в том числе производителей в области животноводства – на 6,6 процента, растениеводства – увеличились на 1,7 процента, по итогам марта 2024 г. снижение цен производителей сельскохозяйственной продукции сократилось до 1,6 процента, в области животноводства – до 3,7 процента, в области растениеводства прирост цен ускорился до 6,7 процента;

o   промышленной продукции за 2023 год увеличились на 4,6 процента (декабрь 2023 г. к декабрю 2022 г.), в том числе производителей продукции производственно-технического назначения – на 5,5 процента, потребительских товаров – на 2,5 процента, по итогам марта 2024 г. годовой прирост цен ускорился соответственно до 6,3 процента, 6,8 процента, 4,1 процента.

Реальные располагаемые денежные доходы населения в январе – марте т.г. увеличились на 9,1 процента к аналогичному периоду 2023 года, розничный товарооборот – на 12,1 процента.

Средняя процентная ставка по новым кредитам, предоставленным физическим лицам[2], уменьшилась с 10,76 процента годовых в среднем за апрель 2023 г. до 10,04 процента годовых в апреле 2024 г.

Наибольшее влияние на годовую инфляцию традиционно обеспечивают цены на медикаменты (на фоне курсовых колебаний), табачные изделия (ввиду повышения ставок акцизов), плодоовощную и мясную продукцию (из-за изменения цен импорта и повышения цен отечественными производителями соответственно), а также тарифы на жилищно-коммунальные услуги, которые ежегодно повышаются в связи с необходимостью устранения ценовых диспропорций, и бытовые.


Данные: расчет Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь.

В апреле по отношению к марту 2024 г. отмечается увеличение цен на:

1) плодоовощную продукцию на 2,3 процента (в т.ч. на фрукты – на 1,6 процента, на овощи – на 4,4 процента; картофель снизился в цене на 1,2 процента).

За апрель к марту т.г. наибольшими темпами увеличились в цене: перец сладкий (на 8,7 процента), свёкла (на 6,6 процента), морковь (на 6,5 процента), помидоры свежие (на 5,7 процента), огурцы свежие (на 4,7 процента), бананы (на 4,5 процента), капуста белокочанная свежая (на 4,5 процента).

Увеличение цен на плодоовощную продукцию характерно для апреля: за прошедшие пять лет (с 2019 по 2023 год) прирост индекса цен на плодоовощную продукцию в среднем составляет 3,3 процента;

2) мясо и мясопродукты (на 0,4 процента).

За апрель к марту т.г. прирост цен производителей составил:

o   скота крупного рогатого живого – 1,2%, свиней живых – 0,1%;

o   мяса птицы – 1%, колбасы вареной первого сорта – 0,4%;

3) легковые автомобили (на 1,4 процента).

С апреля 2024 г. введены новые ставки утилизационного сбора в Российской Федерации, что оказало влияние также и на цены в Республике Беларусь;

4) общественное питание (на 1,2 процента).

Прирост индекса цен оптовых продаж товаров (продукции) за апрель к марту т.г. составил 1,2 процента, на продукты питания, алкогольные и безалкогольные напитки, табачные изделия – на 0,6 процента.

В сфере постоянно регулируемого ценообразования[3] в апреле повышены цены на медикаменты на 0,9 процента за месяц, на водку – на 0,6 процента, а также на табачные изделия на 0,1 процента. Кроме того, РУП «Белтелеком» повысило тарифы на повременную плату за местные телефонные соединения, на междугородные, международные телефонные соединения, абонементную плату за основной телефон для абонентов телефонных сетей стационарной электросвязи, переведенных на повременную систему оплаты разговора, в результате чего прирост тарифов на услуги связи в целом по республике составил 0,4 процента.


Данные: расчет Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь.


Данные: расчет Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь

Текущие меры ценового регулирования и экономического воздействия на цены.

1) Действует система регулирования цен на товары практически всей потребительской корзины – как отечественные, так и импортные (постановление Правительства от 19 октября 2022 г. № 713).

Системой предусматривается:

для производителей – необходимость согласования отпускных цен с госорганами (организациями), облисполкомами и Минским горисполкомом;

для импортеров и торговли – установление предельных максимальных надбавок вне зависимости от количества участвующих посредников;

ограничение бартерных сделок (такие операции подлежат согласованию с государственными органами);

порядок по выплате бонусов и иных вознаграждений по продвижению товаров в торговле при поставке товаров вне зависимости от страны происхождения.

С разъяснениями о применении данного постановления, а также комментариями по вопросам его применения в формате «вопрос-ответ» можно ознакомиться на сайте МАРТ по ссылке: http://www.mart.gov.by/activity/tsenovaya-politika/primenenie-postanovleniya-soveta-ministrov-respubliki-belarus-ot-19-oktyabrya-2022-g-713-o-sisteme-r/.

2) На II квартал 2024 г. продлена возможность получения социальной скидки на определенные группы социально значимых товаров пенсионерам, инвалидам, родителям (законным представителям), воспитывающим ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, многодетным семьям, малообеспеченным слоям населения в соответствии с законодательством.

Контрольная деятельность. За январь – апрель 2024 г. МАРТ в сфере контроля за ценообразованием:

o                   у 86 субъектов хозяйствования установлены факты несоблюдения требований нормативных правовых актов, регулирующих вопросы ценообразования;

o                   направлено 40 предписаний об устранении нарушений;

o                   меры административной ответственности и профилактического характера применены в отношении 122 виновных лиц;

o                   штрафные санкции по рассмотренным административным делам составили более 830 тыс. рублей.




[1] постоянно регулируемые цены (тарифы) на товары (услуги), не охваченные постановлением № 713


[2] по данным Национального банка Республики Беларусь; за исключением кредитов, предоставленных на льготных условиях по решениям Президента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь, за счет средств республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов.


[3] постоянно регулируемые цены (тарифы) на товары (услуги), не охваченные постановлением № 713


Возврат к списку