22 декабря 2018 г. принят Указ Президента Республики Беларусь №492 «Об установлении тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2019 год» (далее – Указ), устанавливающий предельно допустимые тарифы (цены) на жилищно-коммунальные услуги для населения.
Одним из нововведений Указа является расширение тарифной группы по использованию электрической энергии на цели отопления и подогрева воды.
В настоящее время электрическую энергию на эти цели население оплачивает по тарифу, дифференцированному по времени:
При этом указанный тариф применяется в случае, когда суммарная мощность электронагревательного оборудования потребителя составляет более 5 кВт. Те потребители, у которых суммарная мощность нагревательного оборудования ниже 5 кВт (это в первую очередь касается переносных бытовых нагревательных приборов), в настоящее время оплачивают электрическую энергию по одноставочным или дифференцированным тарифам по временным периодам в зависимости от наличия установленной электрической или газовой плиты.
В условиях относительно низкой стоимости тепловой энергии на цели отопления и горячего водоснабжения применение в быту электрической энергии на эти цели сегодня у населения широко не востребовано.
Справочно: при действующем тарифе на теплоснабжение 16,9259 руб. за 1 Гкалл и нормы ее расхода на 1 м² площади жилого помещения и на подогрев 1 м³ воды расчетные годовые затраты по стандартной квартире 48 м² с тремя проживающими составляют 186,6 рубля. В то же время обогреть такое помещение электрической энергией по самому низкому из существующих тарифов в разы дороже.
В связи с этим в целях стимулирования потребления электроэнергии с 1 января 2019 г. в Республике Беларусь устанавливается комфортный для населения тариф на электрическую энергию для целей отопления и горячего водоснабжения электрифицированного жилого фонда в размере 0,0335 рубля за 1 кВт·ч, что значительно ниже действующих тарифов на электрическую энергию.
Стимулирование к применению данного тарифа будет направлено, в первую очередь, на те регионы и населенные пункты, где отсутствует возможность подключения к централизованному отоплению и горячему водоснабжению, а также газоснабжению.
В условиях, когда в зоне жилой застройки есть возможность подключиться к тепловым сетям при наличии свободных мощностей тепловых источников, применение пониженного тарифа экономически не целесообразно. Это же касается и газовых сетей.
Выдача энергоснабжающими организациями технических условий на подключение нагревательного оборудования, установку отдельного прибора учета и, соответственно, возможность применения данного тарифа будет осуществляться с учетом пропускной способности существующих электросетей.
Важно отметить, что одним из условий для использования указанного тарифа является наличие раздельного учета электроэнергии на цели отопления и горячего водоснабжения. Эти особенности будут учитываться при проектировании нового жилья.
Электрификация жилого дома позволит удешевить стоимость строительства и последующей его эксплуатации за счет экономии средств на прокладку газовых сетей и теплотрасс, и, соответственно, на содержание внутридомового оборудования. В отличие от централизованного теплоснабжения, потребитель получит возможность самостоятельно регулировать температурный режим в своем доме (квартире) и не зависеть от графика централизованного включения и отключения отопления в жилых домах.
В целом предусматривается, что в условиях полной электрификации жилого дома (квартиры), оборудованного в установленном порядке электрическими плитами и отдельными приборами индивидуального учета, потребитель будет оплачивать электроэнергию по двум тарифам:
Возврат к списку