Конституции Республики Беларусь и институту президентства исполняется 25 лет. Институт президентства является одним из основных элементов государственной власти в странах с республиканской формой правления. Данный институт получил широкое распространение в мире: он учрежден более чем в 140 государствах. Президент (от лат. praesidens – сидящий впереди, председательствующий) – глава государства с республиканской формой правления. В античные времена президентом называли председательствующих на различных собраниях. От этого первоначального значения впоследствии возникла такая должность, как президент сената. В нынешнем понимании, как главы государства, термин «президент» начал употребляться только с конца ХVIII века, когда был учрежден институт президентства в США.
Если рассматривать становление института президентства в различные исторические периоды развития белорусского государства, то стоит отметить, что идея президентской власти выдвигалась в советский период, первоначально – при подготовке проекта Конституции 1936 г. Вместе с тем данная идея поддержана не была. Должность Президента в Советском Союзе ввели лишь в 1990 г. Законом «Об учреждении поста Президента и внесении изменений в Конституцию СССР», принятым Съездом народных депутатов СССР 14 марта 1990 г.
Идея введения института президентства в Республике Беларусь берет свое начало с момента, когда была предпринята попытка закрепления поста президента в Конституцию БССР 1978 года. Но только после приобретения независимости возникла объективная необходимость для Республики Беларусь, которая осознала себя полноправным субъектом мирового сообщества и подтвердила свою приверженность общечеловеческим ценностям, принятия Конституции и создания новой структуры власти – института президентства.
Белорусская доктрина выделяет несколько этапов эволюции института президентства в Республике Беларусь: 1-й этап – этап предпрезидентства (функционирование Президиума Верховного Совета как «коллегиального президента»); 2-й – этап возникновения и формирования института президентства (1994-1996 гг.); 3-й включает становление института президентства и его трансформацию в целях оптимизации и повышения эффективности государственной систем [1].
С июня 1990 г. началась работа над проектом Конституции Республики Беларусь. Решение об образовании Конституционной комиссии, в рамках которой готовилось два альтернативных проекта Конституции, было принято Верховным Советом Республики Беларусь 22 июня 1990 г. Работа над Конституцией продолжалась более трех лет. Поэтому 17 июня 1993 г. депутатам Верховного Совета было предложено три варианта для голосования: 1) Беларусь – президентская республика, где президент глава государства и исполнительной власти; 2) президент – глава государства (главой исполнительной власти не является); 3) единоличный глава государства отсутствует. В результате голосования за первый вариант высказалось большинство депутатов.
Таким образом, по итогу более чем трехлетней работы 15 марта 1994 года Республика Беларусь обрела новый Основной Закон, который ввел в стране пост Президента.
Необходимо отметить, что период институализации президентуры в Республике Беларусь был сложным ввиду ряда обстоятельств (как и в других бывших союзных республиках). Учреждение и первые годы президентства совпали с радикальными экономическими, социальными, политическими изменениями в стране. В состоянии формирования находился, как и сам институт президентства, так и другие высшие государственные органы Беларуси (Парламент, Правительство, Конституционный Суд).
В результате республиканского референдума 24 ноября 1996 года в Конституции была закреплена иная модель государственного устройства, в которой институту президентства отводится ведущая роль. Итогом данного референдума стало также значительное перераспределение полномочий между ветвями государственной власти. В результате референдума 17 октября 2004 года было отменено ограничение на количество сроков пребывания на посту Президента одного лица.
Как считает белорусский конституционалист А.Г. Тиковенко: «Новая редакция Конституции существенно обогатила теорию и практику разделения властей, значительно укрепила их самостоятельность и авторитет, а также основы конституционного строя. В результате юридически оформилась еще одна ветвь власти – президентская, охранительная, арбитражная по своей сути, лидирующая – по своей направленности» [2].
Таким образом, учреждение президентства в Беларуси открыло новый этап в развитии белорусской государственности и свидетельствовало о восприятии признанных демократических государственно-политических институтов.
[1] Масловская, Т. С. Институт президентства в Республике Беларусь / Т. С. Масловская. – Минск: БГУ, 2010. – 183 с., с.4.
[2] Тиковенко А.Г. Принцип разделения властей: теория и практика // Вестн. Конституц. Суда Респ. Беларусь. 1997. № 1. С. 33-34.
Возврат к списку