×
Уважаемый посетитель сайта! Вы используете устаревший браузер. Для корректного отображения информации, пожалуйста, воспользуйтесь другим браузером или обновите используемый!

На какие нарушения жалуются потребители? Анализ обращений граждан по вопросам защиты прав потребителей за первое полугодие 2021 года

06.08.2021

В целях повышения уровня правовой грамотности и информированности граждан об их потребительских правах, разъяснения законодательства и правоприменительной практики МАРТ в апреле 2021 года создан Telegram-канал «МАРТ о правах потребителей».

В первом полугодии 2021 года Министерством антимонопольного регулирования и торговли, местными исполнительными и распорядительными органами (исполкомы) продолжена работа в области защиты прав потребителей по следующим основным направлениям: рассмотрение обращений потребителей на ненадлежащее качество товаров и услуг; разъяснение законодательства и информирование граждан об их потребительских правах с целью повышения потребительской грамотности и оказания юридической помощи по вопросам защиты прав потребителей, досудебная и судебная защита потребительских прав, превентивная работа с субъектами хозяйствования с целью предотвращения и прекращения нарушений законодательства.

За указанный период МАРТ и исполкомами рассмотрено 5 237 обращений граждан, связанных с нарушением прав потребителей, что на 2 % больше, чем за аналогичный период 2020 года (первое полугодие 2020 год – 5 141 обращений). Отмечается увеличение количества обращений, рассмотренных исполкомами Гомельской, Минской, Могилевской областей, администрациями районов г. Минска и Минским горисполкомом. Наибольшее количество обращений рассмотрено Минским горисполкомом и администрациями районов г. Минска (36 % от общего количества рассмотренных), исполкомами Могилевской области – 15 %, Брестской – 11 %, Минской – 10 %, остальными – менее 9 %.

По-прежнему сферой деятельности, на которую в большей степени жалуются потребители, остается розничная торговля, в том числе продажа товаров посредством интернет-магазинов: в первом  полугодии 2021 года по вопросам, связанным с продажей товаров, поступило 40 % от общего количества обращений; 28 % обращений касалось вопросов защиты прав потребителей в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг; 8 % – бытового обслуживания населения и услуг сервисных центров; 14 % – услуг перевозчиков автомобильным транспортом, медицинских, транспортных, туристических, услуг связи и других; 2 % – услуг общественного питания, 8 % – иных вопросов.

ЗПП_2021_2 кв..jpg

По результатам рассмотрения письменных и электронных обращений потребителям возмещено материального ущерба в досудебном порядке на сумму 373,9 тыс. рублей; по неразрешенным в досудебном порядке вопросам исполкомами было подано 80 исков в суд о защите прав потребителей.

В целях защиты нарушенных прав потребителей составлен 241 протокол об административных правонарушениях, вынесено 130 предписаний о прекращении нарушений прав потребителей. В целях предупреждения нарушений потребительских прав изготовителям, продавцам, исполнителям услуг направлялись рекомендации и предупреждения, проводилась разъяснительная работа.

Анализ обращений граждан по защите прав потребителей показывает, что в первом полугодии 2021 года в МАРТ и исполкомы наиболее часто граждане обращались по вопросам, связанным с:

  • приобретением непродовольственных товаров (мобильных телефонов, бытовой техники, мебели и др.) ненадлежащего качества и (или) невозможностью их возврата;
  • нарушением сроков передачи предварительно оплаченного товара;
  • предоставлением недостоверной информации о товарах, работах, услугах, в том числе на сайтах интернет-магазинов;
  • невозможностью возврата товаров надлежащего качества, приобретенных во время проведения презентаций, рекламных акций;
  • нарушением продавцами интернет-магазинов установленных законодательством сроков возврата денежных средств за товар надлежащего или ненадлежащего качества;
  • приобретением товаров в социальных сетях и в мессенджерах;
  • качеством установки дверей и окон, изготовления мебели и нарушением сроков исполнения договорных обязательств, устраненинием недостатков оказанной услуги (выполненной работы);
  • навязчивым предложением субъектов хозяйствования, заключать договоры на выполнение работ по чистке вентиляции в квартирах граждан.

Информирование потребителей по вопросам защиты прав потребителей осуществлялось в средствах массовой информации, через официальный сайт МАРТ, телеграм-каналы «МАРТ о правах потребителей» и «Пресс-служба МАРТ». Представители МАРТ приняли участие в 17 выступлениях в телепрограмме «Белорусское времечко», отвечая на вопросы потребителей в прямом эфире.

В целях повышения правовой грамотности потребителей проводятся ежедневные консультации потребителей по телефону, в ходе которых специалистами отдела по защите прав потребителей МАРТ гражданам разъясняются их потребительские права, порядок досудебного урегулирования споров с продавцами (изготовителями, исполнителями услуг).

Возврат к списку