Законодательство о государственных закупках не обязывает осуществлять изучение конъюнктуры рынка для целей формирования годового плана государственных закупок и, соответственно, не определяет порядок такого изучения.
В постановлении Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 12 апреля 2019 г. № 35 «О способах определения ориентировочной стоимости предмета государственной закупки» (далее – постановление № 35) речь идет об изучении конъюнктуры рынка, как одном из способов определения ориентировочной стоимости предмета государственной закупки, а не ориентировочной стоимости годовой потребности в однородных товарах (работах, услугах), которая отражается в годовом плане государственных закупок, так как, согласно абзацу тринадцатому статьи 1 Закона предмет государственной закупки – это товары (работы, услуги), определенные заказчиком для приобретения в рамках процедуры государственной закупки.
Таким образом, изучение конъюнктуры рынка по правилам постановления № 35 осуществляется непосредственно перед проведением конкретной процедуры государственной закупки, а не на этапе формирования годового плана государственных закупок.
В то же время заказчик вправе по своему усмотрению проводить изучение конъюнктуры рынка, в том числе способами, определенными в постановлении № 35, и на этапе формирования годового плана государственных закупок для целей определения ориентировочной стоимости годовой потребности в однородных товарах (работах, услугах).
При этом обязанности включения в дело по процедуре государственной закупки результатов изучения конъюнктуры рынка, полученных на этапе формирования годового плана государственных закупок, нет. В части второй пункта 1 статьи 28 Закона Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)», представляется, что речь идет только о необходимости включения в дело результатов изучения конъюнктуры рынка, осуществляемого в рамках проведении процедуры закупки из одного источника.
В то же время в случае проведения изучения конъюнктуры рынка на этапе формирования годового плана государственных закупок, а также при определении ориентировочной стоимости предмета государственной закупки, в том числе способом изучения конъюнктуры рынка в соответствии с постановлением № 35, полагаем целесообразным сохранять соответствующие результаты в деле по процедуре государственной закупки, в том числе и для предупреждения в будущем спорных ситуаций с правоохранительными (контролирующими) органами.