×
Министерство
Руководство
Структура Министерства
Территориальные органы
Законодательство
Антикоррупционная деятельность
Общественно-консультативный совет
Соискателям
Награждения
Белорусская универсальная товарная биржа
Редакция журнала «Гермес»
Общественная жизнь
5 лет МАРТ
Официальные геральдические символы
Идеологическая работа
Деятельность
Ценовая политика
Антимонопольное регулирование и конкуренция
Торговля и услуги
Регулирование и контроль закупок
Защита прав потребителей
Регулирование рекламной деятельности
Международное сотрудничество
Применение мер нетарифного регулирования
Биржевая торговля
Выставочная деятельность в Республике Беларусь
Защита персональных данных
Новости
Обратиться в МАРТ
Личный прием граждан и юр. лиц
Прямaя телефоннaя линия
Горячая линия
Электронные обращения
Сообщить о росте цен на товары
Сообщить о росте цен на лекарства и медицинские изделия
Контакты
Адрес и режим работы
Приемная Министра
Горячая линия
Пресс-служба
Вышестоящий государственный орган
Важное на сайте
Сообщить о росте цен
Ценообразование на лекарственные средства
Решение Комиссии по установлению факта нарушения (отсутствия) нарушения антимонопольного законодательства
Предостережения и предупреждения
Общественное обсуждение проектов
Маркировка товаров
Упрощение условий ведения бизнеса
Рекомендации по предотвращению распространения COVID-19 для субъектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания
Рекомендации по насыщению потребительского рынка средствами индивидуальной защиты
Обучение по вопросам антимонопольного регулирования и конкурентной политики
Министерство антимонопольного регулирования и торговли
Республики Беларусь
Горячая линия
+375 17 325 92 02
Приемная
+375 17 270 90 82
Факс
+375 17 327 24 80
E-mail:
mail@mart.gov.by
Адрес:
ул. Кирова, 8, корп. 1, 220030, г. Минск
Электронные обращения
Мы в соцсетях
Уважаемый посетитель сайта! Вы используете устаревший браузер. Для корректного отображения информации, пожалуйста, воспользуйтесь другим браузером или обновите используемый!
Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь
Министерство
Руководство
Структура Министерства
Территориальные органы
Законодательство
Антикоррупционная деятельность
Общественно-консультативный совет
Соискателям
Награждения
Белорусская универсальная товарная биржа
Редакция журнала «Гермес»
Общественная жизнь
5 лет МАРТ
Официальные геральдические символы
Идеологическая работа
Деятельность
Ценовая политика
Антимонопольное регулирование и конкуренция
Торговля и услуги
Регулирование и контроль закупок
Защита прав потребителей
Регулирование рекламной деятельности
Международное сотрудничество
Применение мер нетарифного регулирования
Биржевая торговля
Выставочная деятельность в Республике Беларусь
Защита персональных данных
Новости
Обратиться в МАРТ
Личный прием граждан и юр. лиц
Прямaя телефоннaя линия
Горячая линия
Электронные обращения
Сообщить о росте цен на товары
Сообщить о росте цен на лекарства и медицинские изделия
Контакты
Адрес и режим работы
Приемная Министра
Горячая линия
Пресс-служба
Вышестоящий государственный орган
Главная
5 лет МАРТ
Интервью начальника управления торговли, АПК, промышленности, строительства и природных ресурсов Анны Войно
5 лет МАРТ
Интервью начальника управления торговли, АПК, промышленности, строительства и природных ресурсов Анны Войно
Поделиться
Начальник управления торговли, АПК, промышленности, строительства и природных ресурсов
Анна Викторовна Войно
Что важного было сделано управлением за 5 лет? Какими достижениями Вы могли бы гордиться? Расскажите о самом заметном антимонопольном расследовании за это время
.
Одно из главных достижений, которым действительно можно гордиться, – это тот факт, что хозяйствующие субъекты, в частности, субъекты торговли и поставщики, начинают все более активно использовать антимонопольные инструменты для защиты своих интересов.
Среди ключевых, практикообразующих антимонопольных расследований –
дело «Евроторг-Широких»
, когда ООО «Евроторг» транслировал через поставщиков требования о поднятии розничных цен в магазинах ООО «Широких» и установлении с ним таким образом «ценовой дистанции». По сути, это был первый крупный кейс, базирующийся в том числе на косвенных доказательствах. И важно, что Суд подходы МАРТ поддержал.
Интересен кейс о недобросовестной конкуренции со стороны
ЗАО «Юнифуд»
, который требовал от 25 поставщиков из числа контрагентов своего конкурента ООО «Широких» прекратить сотрудничество с последним. В письмах указывалось, что в случае непредставления письма о прекращении сотрудничества с ООО «Широких» ЗАО «Юнифуд» будет принято решение о расторжении договорных отношений с данными поставщиками.
За защитой свои прав в МАРТ обращалось и
ЗАО «Интернет-магазин Евроопт» (интернет-магазин e-dostavka.by),
которое обнаружило на главной странице сайта интернет-магазина Odaeda.by, принадлежащего ТЧУП «Нуглия», рекламу, содержащую фразу «ДЕШЕВЛЕ ЧЕМ В Е-ДОСТАВКЕ», и посчитало подобное сравнение цен некорректным.
В ходе антимонопольного расследования МАРТ установлено, что только часть товарных позиций, предлагаемых в разделе «ДЕШЕВЛЕ ЧЕМ В Е-ДОСТАВКЕ» сайта интернет-магазина Odaeda.by, была действительно дешевле, чем в интернет-магазине e-dostavka.by.
В прошлом году МАРТ было рассмотрено письмо Ассоциации розничных сетей, которая посчитала, что
«торговая сеть «Светофор»,
используя непрозрачные схемы приобретения товаров, демпинг – то есть продажу товаров по цене ниже фактической себестоимости приобретения данного товара – обеспечивает себе высокие продажи (преимущественно импортных товаров)».
В рамках расследования была проанализирована коммерческая политика торговой сети «Светофор» в части формирования розничных цен, уровня применяемых торговых надбавок по перечню товаров, формирование цен на которые вызывало у АРС сомнение.
Анализ показал, что торговой сетью «Светофор» товары ниже цены приобретения не реализовывались, был признан факт отсутствия нарушения антимонопольного законодательства.
В настоящее время в рамках рассмотрения обращений ряда торговых сетей МАРТ проводится анализ и оценка ситуации на предмет наличия признаков недобросовестной конкуренции в связи с размещением
ЗАО «Интернет-магазин Евроопт»
(интернет-магазин e-dostavka.by) рекламно-информационных материалов в эфире одного из национальных телеканалов, касающихся некорректного, по мнению заявителей, сравнения цен в интернет-магазине и цен конкурентов.
Говоря об антимонопольном регулировании на потребительском рынке, нужно отметить, что для МАРТ важен вопрос защиты и потребителей, и субъектов торговли, и поставщиков от нечестных торговых практик, в том числе от возможных злоупотреблений рыночной властью со стороны торговых сетей.
К сожалению, выявление и доказывание фактов нарушений, в том числе понуждения торговыми сетями к заключению договоров на оказание маркетинговых и иных услуг по продвижению товаров, сопряжено с определенными трудностями:
требования торговых сетей о предоставлении скидок, о заключении допсоглашений и иных условиях, невыгодных для предприятий, высказываются, как правило, в устной форме, в связи с чем какие-либо прямые письменные подтверждения данных фактов зачастую отсутствуют;
производители не обращаются за защитой своих прав и законных интересов в связи с имеющимися вполне обоснованными опасениями нарушить договорные отношения с торговыми сетями.
Что означает для Вас «честная конкуренция?»
В нашем понимании, честная конкуренция – это игра по правилам. «Золотое правило» нравственности гласит: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Нам кажется, это применимо и к честной конкурентной борьбе. Если хозяйствующий субъект желает, чтобы его взаимоотношения с партнерами строились на принципах добросовестности и разумности, его рыночное поведение должно быть соответствующим.
Что конкуренция дает экономике, обществу, на Ваш взгляд.
В этом плане важно отметить, чем опасно для экономики отсутствие конкуренции. В отсутствие конкуренции цены выше, качество товаров хуже, нет стимулов для развития, а выбор меньше. Это непрямые, косвенные последствия отсутствия конкуренции, но они важны.
Каким Вы видите свое направление через 10 лет? Новые подходы, методы, формы организации работы?
В перспективе хотелось бы в качестве программы «максимум» видеть
развитие правоприменительной практики МАРТ в части выявления и пресечения картельных сговоров, расширение взаимодействия с правоохранительными органами.
Картель – самый опасный вид нарушений антимонопольного законодательства.
К последствиям существования картелей следует отнести искусственный рост цен, отсутствие новых, более качественных товаров, меньший выбор товаров, отсутствие у бизнеса мотивов для развития, инноваций, повышения эффективности, недопущение на рынок новых игроков, стагнацию рынка, подрыв доверия общества к основам рыночной экономики. Самыми серьёзными нарушениями антимонопольного законодательства являются «классические» картели, к которым относятся ценовые сговоры, соглашения между конкурентами об условиях участия в торгах, сговоры по разделу рынков (соглашения между конкурентами о распределении клиентов, территорий, объёмов продаж). Учитывая тяжесть данных правонарушений, за участие в подобных сговорах предусмотрено максимально жёсткое наказание. Юридическое лицо (компания) может быть оштрафована на сумму до 10% от годового оборота.
МАРТ недавно было проведено масштабное расследование на рынке средств защиты растений. Нам удалось доказать картельный сговор 12 компаний.
Поводом для начала антимонопольного расследования послужили материалы, представленные в МАРТ Управлением Департамента финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь по Витебской области.
Картель действовал на территории всей республики. Компании реализовывали определенные стратегии поведения. Так, в течение 2020 года одним из пунктов стратегии была необходимость поддержания цен на торгах. При этом были определены и «ценовые пороги» – ниже какой цены нельзя опускаться.
Кроме этого, был установлен раздел товарного рынка со стороны всех участников картеля по кругу потребителей. Участники картеля договаривались, кто должен стать победителем в процедурах закупок средств защиты растений.
Решение МАРТ было обжаловано в Верховный Суд Республики Беларусь. Судом решение МАРТ отменено в части установления факта раздела товарного рынка по кругу потребителей, при этом выводы антимонопольного ведомства о наличии ценового сговора были поддержаны. Очевидно, что формированию справедливой, разумной и стабильной правоприменительной практики по делам о картелях предстоит еще долгий путь.
Вопрос обнаружения сговоров остается острым и актуальным, поскольку экономике страны может наноситься колоссальный ущерб. Активное внимание со стороны правоохранительных органов к антиконкурентным соглашениям может помочь остановить картелизацию отечественных рынков.
Картели и иные антиконкурентные соглашения – тайные правонарушения, и именно поэтому важна синхронизация совместных усилий по противодействию таким нарушениям закона.
Антиинфляционной программой на 2021-2023 годы предусмотрены разработка методики выявления антиконкурентных соглашений (согласованных действий в сфере государственных закупок), внедрение многометрической методики выявления и доказывания сговоров на электронных торгах.
Хочется надеяться, что эти мероприятия будут успешно реализованы.
Кроме того,
хотелось бы видеть бОльшую вовлеченность и заинтересованность бизнеса в решении вопросов, связанных с развитием конкуренции на товарных рынках
республики.
Ну а что касается «программы минимум», то хотелось бы видеть МАРТ ведомством с четким функционалом, где во главу угла ставятся задачи развития конкуренции.
Что в работе Вас вдохновляет?
Реальные, видимые результаты проводимой нами работы. За 5 лет нашей работы бизнес постепенно начал видеть в МАРТ своего надежного союзника в рыночной игре по правилам честной конкуренции.
Постоянное развитие и совершенствование, ежедневная рутина в нашей работе отсутствует: практически каждое заявление или расследование – это абсолютно новая и нестандартная ситуация, требующая нетривиального подхода, что не может не вызывать своего рода азарта и интереса.
Важное на сайте
Сообщить о росте цен
Ценообразование на лекарственные средства
Решение Комиссии по установлению факта нарушения (отсутствия) нарушения антимонопольного законодательства
Предостережения и предупреждения
Общественное обсуждение проектов
Маркировка товаров
Упрощение условий ведения бизнеса
Рекомендации по предотвращению распространения COVID-19 для субъектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания
Рекомендации по насыщению потребительского рынка средствами индивидуальной защиты
Обучение по вопросам антимонопольного регулирования и конкурентной политики
Возврат к списку