×
Министерство
Руководство
Структура Министерства
Территориальные органы
Законодательство
Антикоррупционная деятельность
Общественно-консультативный совет
Соискателям
Награждения
Белорусская универсальная товарная биржа
Редакция журнала «Гермес»
Общественная жизнь
5 лет МАРТ
Официальные геральдические символы
Идеологическая работа
Деятельность
Ценовая политика
Антимонопольное регулирование и конкуренция
Торговля и услуги
Регулирование и контроль закупок
Защита прав потребителей
Регулирование рекламной деятельности
Международное сотрудничество
Применение мер нетарифного регулирования
Биржевая торговля
Выставочная деятельность в Республике Беларусь
Защита персональных данных
Новости
Обратиться в МАРТ
Личный прием граждан и юр. лиц
Прямaя телефоннaя линия
Горячая линия
Электронные обращения
Сообщить о росте цен на товары
Сообщить о росте цен на лекарства и медицинские изделия
Контакты
Адрес и режим работы
Приемная Министра
Горячая линия
Пресс-служба
Вышестоящий государственный орган
Важное на сайте
Сообщить о росте цен
Ценообразование на лекарственные средства
Решение Комиссии по установлению факта нарушения (отсутствия) нарушения антимонопольного законодательства
Предостережения и предупреждения
Общественное обсуждение проектов
Маркировка товаров
Упрощение условий ведения бизнеса
Рекомендации по предотвращению распространения COVID-19 для субъектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания
Рекомендации по насыщению потребительского рынка средствами индивидуальной защиты
Обучение по вопросам антимонопольного регулирования и конкурентной политики
Министерство антимонопольного регулирования и торговли
Республики Беларусь
Горячая линия
+375 17 325 92 02
Приемная
+375 17 270 90 82
Факс
+375 17 327 24 80
E-mail:
mail@mart.gov.by
Адрес:
ул. Кирова, 8, корп. 1, 220030, г. Минск
Электронные обращения
Мы в соцсетях
Уважаемый посетитель сайта! Вы используете устаревший браузер. Для корректного отображения информации, пожалуйста, воспользуйтесь другим браузером или обновите используемый!
Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь
Министерство
Руководство
Структура Министерства
Территориальные органы
Законодательство
Антикоррупционная деятельность
Общественно-консультативный совет
Соискателям
Награждения
Белорусская универсальная товарная биржа
Редакция журнала «Гермес»
Общественная жизнь
5 лет МАРТ
Официальные геральдические символы
Идеологическая работа
Деятельность
Ценовая политика
Антимонопольное регулирование и конкуренция
Торговля и услуги
Регулирование и контроль закупок
Защита прав потребителей
Регулирование рекламной деятельности
Международное сотрудничество
Применение мер нетарифного регулирования
Биржевая торговля
Выставочная деятельность в Республике Беларусь
Защита персональных данных
Новости
Обратиться в МАРТ
Личный прием граждан и юр. лиц
Прямaя телефоннaя линия
Горячая линия
Электронные обращения
Сообщить о росте цен на товары
Сообщить о росте цен на лекарства и медицинские изделия
Контакты
Адрес и режим работы
Приемная Министра
Горячая линия
Пресс-служба
Вышестоящий государственный орган
Главная
5 лет МАРТ
Интервью начальника отдела координации контрольной деятельности Кирилла Слабко
5 лет МАРТ
Интервью начальника отдела координации контрольной деятельности Кирилла Слабко
Поделиться
Начальник отдела координации контрольной деятельности
Кирилл Вадимович Слабко
Накануне этой скромной, но значимой даты – пятилетия создания МАРТ – в голове спонтанно родился вопрос «А помню ли я то, как создавалось новое ведомство?». И, честно признаться, какие-то яркие картины того, как это было, в памяти не всплыли.
Только в ходе просмотра документов пятилетней давности пришло осознание того, какой объем работы выпал на сотрудников Министерства торговли в те 3 месяца между подписанием Указа Президента Республики Беларусь от 3 июня 2016 г. № 188 «Об органах антимонопольного регулирования и торговли» и непосредственной датой его вступления в силу – 8 сентября 2016 года, сколько предстояло сделать в первые месяцы жизни нового государственного органа.
А вот для того, чтобы восстановить в памяти атмосферу тех дней, то, что витало в воздухе практически на каждом этаже министерства, подсказки не понадобились. Из всей гаммы чувств и ощущений, которой была пропитана работа каждого управления и отдела министерства в те дни, основным было чувство тревоги. Думаю, что с этим большинство моих коллег, пусть и внутренне, но согласятся. Как и с тем, что природа этого чувства была разная и для каждого сотрудника индивидуальна.
Мне лично, в первую очередь было тревожно за то, сможем ли мы – МАРТ, в целом, и наш отдел координации контрольной деятельности, в частности, – «переварить» всё то, на что МАРТ как государственный орган замахнулся. Удастся ли отделу вписаться в новую систему координат, перестроиться с учетом новых задач и ожиданий от работы нового министерства.
И по прошествии 5 лет работы отдела склонен думать, что это удалось, хотя не всё на этом пути было гладко.
Работу отдела с долей иронии можно охарактеризовать строчками из известной песни к сериалу «Следствие ведут знатоки»: «Наша служба и опасна, и трудна, и на первый взгляд как будто не видна...». Роль отдела в системе контроля министерства в большей степени сводится к стратегическому и тактическому планированию, методологическому и организационно-техническому сопровождению контрольной деятельности структурных подразделений и территориальных органов МАРТ, а также выработке алгоритмов реагирования на изменения на потребительском рынке страны или ее в законодательной базе.
Все статистические данные по контрольной деятельности, которые формируются отделом в качестве сводного подразделения, – это слагаемые работы практически всех подразделений МАРТ, в особенности территориальных органов МАРТ, работники которых непосредственно проводят проверки, мониторинги и иные контрольно-аналитические мероприятия.
К слову, за 5 лет существования МАРТ проведено более 700 проверок, из которых внеплановых – более 85%. Ежегодно в рамках контрольно-аналитических мероприятий и мониторингов по вопросам соблюдения законодательства обследуется от 2,4 до 5,2 тысяч объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения.
Очевидно, что эффективность контрольной деятельности МАРТ в первую очередь базируется на эффективности взаимодействия между структурными подразделениями. Тут напрашивается аналогия с альпинистской связкой: конечный результат и скорость его достижения напрямую зависит от уровня взаимодействия участников связки.
При этом отдел практически ежегодно сталкивается с необходимостью переформатирования своей деятельности.
Например, в конце 2016 года в целях реализации новой для МАРТ функции – контроля за соблюдением законодательства о ценах и ценообразовании, антимонопольного законодательства и законодательства о естественных монополиях, необходимо было адаптировать работу Главных управлений МАРТ по областям и г. Минску, сформированных на базе структурных подразделений Управления контроля потребительского рынка – торговой инспекции, к реализации новых задач и требований.
В феврале 2017 года МАРТ был объявлен мораторий на проведение проверок и к подписанию Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2017 г. № 376 «О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности» сформированы условия для безболезненного перехода к осуществлению контроля преимущественно в форме мероприятий профилактического и превентивного характера.
Расширение с середины 2019 года сферы государственного регулирования ценообразования потребовало мобилизации сил для осуществления жесткого контроля в данном направлении.
Стоит отметить, что в текущей ситуации на потребительском рынке МАРТ использует весь имеющейся инструментарий контроля за соблюдением законодательства о ценах и ценообразовании, включая мониторинг ценовой ситуации, направление запросов производителям и субъектам торговли и последующий анализ полученных документов, выдачу предписаний об устранении нарушений, проведение проверок и непосредственно приятие мер административной ответственности к нарушителям. Целью отдела в данных условиях является определение в каждом конкретном случае необходимого набора инструментов для получения оптимального эффекта в наиболее короткие сроки.
При этом важным является соблюдение баланса между необходимостью минимизации контрольной нагрузки на бизнес, соблюдением ограничений, предъявляемых к контролирующему (надзорному) органу законодательством о контрольной (надзорной) деятельности, и непосредственно обеспечением порядка на потребительском рынке. Одним из инструментов для обеспечения данного баланса мог бы стать механизм саморегулирования, который бизнес-сообществом в настоящее время, к сожалению, практически не используется.
Подытоживая, полагаю возможным высказать мнение, что МАРТ за 5 лет работы зарекомендовал себя как в традиционных, так и в новых для министерства сферах контроля в качестве контролирующего органа, работа которого в данном направлении прозрачна, последовательна и понятна бизнесу. Применяемые подходы к организации контрольной деятельности способствуют росту доверия к МАРТ со стороны населения и субъектов хозяйствования, о чем косвенно свидетельствует количество обращений по вопросам контроля.
Важное на сайте
Сообщить о росте цен
Ценообразование на лекарственные средства
Решение Комиссии по установлению факта нарушения (отсутствия) нарушения антимонопольного законодательства
Предостережения и предупреждения
Общественное обсуждение проектов
Маркировка товаров
Упрощение условий ведения бизнеса
Рекомендации по предотвращению распространения COVID-19 для субъектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания
Рекомендации по насыщению потребительского рынка средствами индивидуальной защиты
Обучение по вопросам антимонопольного регулирования и конкурентной политики
Возврат к списку