×
Уважаемый посетитель сайта! Вы используете устаревший браузер. Для корректного отображения информации, пожалуйста, воспользуйтесь другим браузером или обновите используемый!

Интервью начальника аналитического управления Алексея Зубовича

Zybovich.jpg
Начальник аналитического управления
Алексей Иванович Зубович
Как бы Вы сформулировали миссию МАРТ?

Я полагаю, что МАРТ является одним из ключевых экономических ведомств страны, основная задача которого – создание институциональных условий для устойчивого, долгосрочного, инклюзивного роста экономики.

По моему мнению, основой развития экономики является постоянная борьба производителей за потребителя путем предложения ему более качественного и выгодного по цене товара. То есть в условиях конкуренции производители вынуждены внедрять новые технологии, сокращать затраты, учитывать интересы конечного потребителя.

В результате такой борьбы выигрывают все. Потребитель выбирает лучшую цену и качество, производители постоянно улучшают конкурентоспособность, свои позиции, как на внутреннем, так и на внешних рынках, получают больше выручки, увеличивают зарплаты сотрудникам, как следствие, растут налоговые поступления в бюджет, экономика демонстрирует поступательный рост.

Вместе с тем, надо понимать, что конкурентные правила должны быть одинаковы для всех. Не должно быть никаких исключений. Иначе те субъекты, которые могут использовать неконкурентные преимущества, вытесняют конкурентов, теряют стимулы развиваться и перестают учитывать интересы потребителей.

Самый яркий пример отсутствия стимулов борьбы за потребителя – это динамика повышения цен на конкурентных рынках и на рынках с ограниченной конкуренцией – на рынках, где конкуренция не развита цены в среднем растут в 3 раза быстрее.

Основной проблемой конкуренции в настоящее время являются протекционистские меры, когда в целях поддержки своих производителей иностранные государства создают для них дополнительные преимущества путем финансирования части их расходов, ограничения продажи зарубежных товаров. В таких условиях конкуренция в чистом виде не возможна.

В этой связи необходимо соблюдать баланс между совершенствованием рыночных условий и защитой внутреннего рынка. МАРТ работает в этих направлениях. Министерством разработаны комплексные программы по развитию конкуренции, защите внутреннего рынка, ограничению инфляционных процессов.


Как МАРТ борется с использованием неконкурентных преимуществ, завышением цен для потребителей?

МАРТ обладает достаточным количеством инструментов для выполнения данных задач. За время существования министерства создана, и с учетом правоприменительной практики, постоянно совершенствуется законодательная база, регулирующая отношения в области антимонопольной деятельности, государственных закупок, защиты прав потребителей, ценообразования, в том числе на рынках с ограниченной конкуренцией.

На постоянной основе в рамках компетенции МАРТ осуществляется контроль за соблюдением вышеперечисленного законодательства, проводятся антимонопольные расследования. К недобросовестным экономическим агентам применяются меры административной ответственности.

Министерство разрабатывает и участвует в подготовке комплексных программ по развитию экономики в целом и отдельных ее отраслей, в том числе компилируя принципы развития конкуренции, создания предпосылок для повышения конкурентоспособности отечественных производителей и поддержания ценовой стабильности.


Какова роль аналитического управления в работе МАРТ?

С одной стороны, аналитическое управление разрабатывает или участвует в подготовке государственных экономических программ. Непосредственно наше управление от министерства сопровождало разработку программы по защите внутреннего рынка, антиинфляционной программы.

Аналитическое управление координирует аналитическую и прогностическую работу министерства, методологию ценообразования. Например, порядок формирования и применения цен на рынках с ограниченной конкуренцией, применение временных мер ценового регулирования в условиях ограничения конкуренции (сокращения предложения товаров из-за пандемии, ухудшения и удорожания логистики).

При этом надо понимать, что ценовое регулирование – это временная мера, основная цель которой является недопущение полного перекладывания роста затрат в цену для потребителя. Применение данной меры в долгосрочном периоде приведет к сокращению доходности предприятий, невозможности повышения зарплат своим сотрудникам, оттоку квалифицированных кадров, снижению инвестиционной активности и, как следствие, потере конкурентоспособности, сокращению налоговых поступлений в бюджет, замедлению роста экономики.


Много ли и часто ли к Вам обращаются граждане или организации за помощью, для разрешения спорных вопросов?

У нас в стране достаточно активное население и мы предусмотрели каналы коммуникации для получения информации по наиболее важным для граждан вопросам. МАРТ в целях изучения мнения граждан разработана специальная онлайн форма, работает «горячая телефонная линия», по средствам которой люди сообщают, в том числе о фактах повышения цен. К нам на постоянной основе также поступают письма о росте цен на те или иные товары. Следует отметить, что сообщается информация о реальных фактах роста цен.

Аналитическое управление проводит серьезную работу по анализу факторов роста цен. Данная работа проводится системно, на постоянной основе. В этой связи мы стараемся давать полные и развернутые ответы гражданам с раскладкой основных причин роста цен и мер, принимаемых МАРТ по ограничению их роста.

Что касается организаций, то аналитическое управление чаще всего рассматривает обращения, касающиеся вопросов применения ценового законодательства. Следует отметить, что данным обращениям уделяется особое внимание, поскольку от качества ответов зависит правильное применение экономическими агентами законодательства о ценах, а в случае его нарушения им грозит административная ответственность.

В последние годы в условиях пандемии, роста мировых цен на продовольствие, выявленных министерством случаев спекуляций из-за снижения предложения товаров ценовое законодательство постоянно меняется. Поэтому бывали периоды, когда количество поступающих обращений от организаций по ценовым вопросам увеличивались до таких объемов, что работа по подготовке ответов на них занимала практически все время.


Каким Вы видите свое направление через 10 лет? Новые подходы, методы, формы организации работы?

Практически все моя трудовая жизнь (более 12 лет) связана с аналитической работой. Мне повезло с преподавателями, к которым, в том числе относятся и специалисты-аналитики зарубежных стран. Мое представление об идеальном аналитическом управлении – это собирательный образ всех усвоенных идей.

Моя мечта – это создание в министерстве аналитической службы, которая будет способна сопровождать принятие руководством решений, то есть давать экономические оценки их возможной эффективности (как качественного, так и количественного характера), заблаговременно информировать о экономических рисках, которые могут повлиять на сферу интересов министерства, генерировать меры по компетенции министерства.

Одним из ключевых условий успеха в улучшении аналитической работы является понимание необходимости и заинтересованность в ней, сильная команда, а также постоянное желание совершенствоваться, в том числе путем внедрения современных методов анализа и прогноза с учетом происходящих процессов цифровизации экономики. Полагаю, у нас есть все необходимое чтобы воплотить эти идеи в жизнь.

Возврат к списку