Одной из ключевых задач МАРТ как антимонопольного органа является противодействие монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, выявление и пресечение нарушений антимонопольного законодательства, а также содействие развитию добросовестной конкуренции.
В рамках проводимой работы по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь за январь-сентябрь 2019 года рассмотрено 324 обращения субъектов хозяйствования (за 9 месяцев 2018 года – 301, за 2017 год -105).
Комиссией по установлению факта наличия (отсутствия) нарушения антимонопольного законодательства были рассмотрены материалы по 114 заявлениям о нарушении антимонопольного законодательства (за девять месяцев 2018 года – 95 материалов), в результате установлены 16 фактов наличия нарушения (за девять месяцев 2018 года – 17 фактов) и 70 фактов отсутствия нарушения (за девять месяцев 2018 года – 53 фактов) Закона Республики Беларусь от 12 декабря 2013 года «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» (далее – Закон).
Справочно:
Из 16 установленных фактов наличия нарушения антимонопольного законодательства 1 факт касается нарушения антимонопольных требований к закупкам товаров, 1 – запрета на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением, 1 – запрета на ограничивающие конкуренцию соглашения, 2 – запрета на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие), соглашения, согласованные действия государственных органов, 11 – запрета на недобросовестную конкуренцию.
За январь-сентябрь 2019 года выданы 2 предостережения и 30 предупреждений.
По результатам проведенных антимонопольных расследований за январь – сентябрь 2019 года составлено 15 протоколов об административных правонарушениях в сфере антимонопольного регулирования (за девять месяцев 2018 года – 56 протоколов, 18 предписаний), сумма штрафных санкций составила 36 210 рублей.
Одной из причин снижения количества составленных протоколов и сумм штрафных санкций является вступление в силу в июле 2018 года изменений в Кодекс Республики Беларусь от 21.04.2003 № 194-З «Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях» (далее – КоАП) согласно которым административный процесс за нарушение запрета на недобросовестную конкуренцию (статья 11.26 КоАП) начинается только по требованию потерпевшего, выраженному в виде заявления (часть 1 статьи 9.4 Кодекса Республики Беларусь от 20.12.2006 № 194-З «Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях»).
В рамках осуществления государственного контроля за экономической концентрацией в целях предупреждения возникновения и предотвращения монополизации товарных рынков за январь-сентябрь 2019 года осуществлены 220 административных процедур (за девять месяцев 2018 года – 274). Так, по 141 административной процедуре антимонопольным органом выданы согласия на:
С целью оценки уровня монополизации товарных рынков специалистами МАРТ за январь-сентябрь 2019 года проведен анализ 66 товарных рынков (за январь – сентябрь 2018 года – 44 товарных рынков), в результате которого в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, включено 182 хозяйствующих субъектов (из них 11 – на республиканском и 171 – на местном уровнях), исключено – 116 (2 – на республиканском и 114 – на местном уровне) (за девять месяцев 2018 года – включено 316 хозяйствующих субъекта, исключено – 64).
В Государственный реестр субъектов естественных монополий в январе-сентябре 2019 г. изменения не вносились (за девять месяцев 2018 года – включено 3 хозяйствующих субъектов, исключено – 6).
В январе-сентябре 2019 года было заключено 4 Соглашения с юридическими лицами, занимающими доминирующее положение на товарных рынках, которыми определены обязательные условия, исключающие монополистическую деятельность этого субъекта, а также пределы изменения цен (тарифов) на его услуги (за январь – сентябрь 2018 года было заключено 7 Соглашений).
Возврат к списку