×
Уважаемый посетитель сайта! Вы используете устаревший браузер. Для корректного отображения информации, пожалуйста, воспользуйтесь другим браузером или обновите используемый!

Об итогах работы МАРТ в сфере антимонопольного регулирования за 2020 год

05.02.2021

За 2020 год рассмотрено 499 обращений в сфере антимонопольного законодательства, что составляет 23,7 % от общего количества поступающих в МАРТ обращений. В том числе поступило 154 обращения о нарушении антимонопольного законодательства.

Комиссией Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь по установлению факта наличия (отсутствия) нарушения антимонопольного законодательства в 2020 году рассмотрено 90 дел и установлено 14 фактов нарушения.

Справочно:
2017 год – 91 дело, 24 факта нарушения; 2018 год – 96 дел,
20 фактов нарушения; 2019 год – 148 дел, 18 фактов нарушения.

20210205-ob-itogakh-raboty-MART-2020-god.jpg

Рис. Удельный вес установленных фактов нарушения антимонопольного законодательства в общем объеме рассмотренных дел
на заседаниях комиссии МАРТ по установлению факта наличия (отсутствия) нарушения антимонопольного законодательства, %

 

Снижение количества поступающих обращений о нарушении антимонопольного законодательства и рассмотренных в результате антимонопольных дел свидетельствует об эффективности применения введенных с августа 2018 г. инструментов «мягкого права» (предупреждения, предостережения для восстановления конкуренции.

За 2020 год выдано 13 предупреждений и 2 предостережения.
В результате выполнения предупреждений прекращено 9 расследований. Предупреждения выдавались для урегулирования вопросов в сферах жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, пищевой промышленности, строительства и др.

Выданные предупреждения и предостережения, как правило, сопровождаются пресс-релизами на сайте МАРТ. Ознакомиться с подробностями по каждому из них можно пройдя по ссылкам:

«МАРТ направило предостережение главе белорусской автомобильной ассоциации из-за заявлений о росте цен»;

«МАРТ выдало предупреждение Водоканалу Минского района»;

«Проект новой редакции надлежащей аптечной практики содержит антиконкурентные нормы»;

«МАРТ выдало предупреждение Банковскому процессинговому центру за необоснованный отказ от проведения работ по тестированию банкоматов»;

«МАРТ выдало предупреждение Могилевскому горисполкому за введение не предусмотренного законодательством согласования размещения аттракционов»;

«МАРТ выдало предупреждение открытому акционерному обществу «автобусный парк г.Барановичи» за отказ от заключения договора на оказание услуг пассажирского терминала»;

«Концерном «Белгоспищепром» выполнено предупреждение МАРТ»;

«Мониторинговым центром по игорному бизнесу выполнено предупреждение МАРТ».

По результатам антимонопольных расследований составлено 10 протоколов об административных правонарушениях в сфере антимонопольного регулирования, сумма штрафных санкций составила 6 750 руб.

Справочно:
Основной причиной поступательного снижения количества составленных протоколов является вступление в силу в июле 2018 г. изменений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, согласно которым административный процесс за нарушение запрета на недобросовестную конкуренцию начинается только по заявлению потерпевшего.

Необходимо отметить, что привлечение к ответственности, как карательная мера, не является самоцелью. В рамках работы по улучшению бизнес среды МАРТ смещает акцент в сторону превентивных мер реагирования на возможные нарушения антимонопольного законодательства и активного информирования.

С этой целью знаковые, практикообразующие решения Комиссии МАРТ сопровождаются пресс-релизами на сайте ведомства. С ними можно ознакомиться, пройдя по ссылкам:

«Установлен факт недобросовестной конкуренции при участии в государственной закупке продуктов питания»;

«Товарные знаки: еще один факт недобросовестной конкуренции»;

«Нормы антимонопольного закона распространяются и на деятельность адвокатов»;

«Создание равных условий в сфере законодательной метрологии»;

«Установлен факт недобросовестной конкуренции, связанной с введением в заблуждение»;

«МАРТ не обнаружило фактов недобросовестной конкуренции со стороны торговой сети «Светофор»;

«Товарные знаки: как оспорить недобросовестную регистрацию и защитить исключительные права?»;

«Конкурент копирует бренд? О том, как защитить свой бизнес»;

«Злоупотребление дистрибьютором правом на товарный знак признано недобросовестной конкуренцией»;

«Установлен факт недобросовестной конкуренции на рынке мобильных телефонов»

«Шоколадное» расследование закончено. Как дорого может стоить конкуренту имитация упаковки брендового товара?»;

«Товарный знак используй честно: очередной кейс о недобросовестной конкуренции».  

При этом в структуре установленных фактов нарушений преобладает недобросовестная конкуренция.

Все решения Комиссии МАРТ, которые обжаловались в Верховном Суде с начала 2020 года, оставлены по итогам рассмотрения без изменений, что свидетельствует об их объективности.

В рамках осуществления государственного контроля за экономической концентрацией из 291 рассмотренных заявлений, согласовано – 200, отказано в согласовании – 8.

Для оценки уровня монополизации товарных рынков проведен анализ 28 товарных рынков. В Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь, в 2020 году включено 135 хозяйствующих субъектов. В Государственный реестр субъектов естественных монополий включено 7 хозяйствующих субъектов.

Адвокатирование конкуренции

На регулярной основе организовываются выступления руководства и специалистов МАРТ по вопросам антимонопольного регулирования и развития конкуренции. Так, в 2020 году организованы обучающие мероприятия для государственных органов и хозяйствующих субъектов в Докшицах, Орше, Сморгони, Островце, Березе, Щучине, Пинске.

В декабре 2020 г. организовано выездное заседание Общественной приемной Блока по конкуренции и антимонопольному регулированию Евразийской экономической комиссии (далее – EЭК) в режиме видеоконференцсвязи по вопросам развития конкуренции и новаций в государственных (муниципальных) закупках ЕАЭС.

Контроль за соблюдением антимонопольного законодательства на трансграничных рынках

В рамках взаимодействия с ЕЭК МАРТ принимает участие в рассмотрении дел о нарушении общих правил конкуренции на трансграничных рынках, в том числе затрагивающих интересы белорусских хозяйствующих субъектов. Необходимо отметить, что количество таких случаев возрастает из года в год.

В результате рассмотрения дел защищены интересы таких субъектов как ООО «Минский электротехнический завод имени В.И.Козлова», ООО «М8 Сити», ОАО «Минский маргариновый завод», ООО «Несвижский завод детского питания» и др.

 

Возврат к списку