В Республике Беларусь второй месяц подряд фиксируется замедление годовой инфляции на 0,1 процентного пункта в сравнении с предыдущим месяцем, в результате чего в октябре т.г. она сложилась на уровне 5,9 процента (октябрь 2024 г. к октябрю 2023 г.). К декабрю прирост индекса потребительских цен (ИПЦ) составил 4,3 процента, к сентябрю т.г. – 0,5 процента.
Прирост ИПЦ в октябре к сентябрю 2024 г. сложился ниже среднего значения, зафиксированного в Беларуси в отчетном месяце за последние 10 лет, которое составило 0,6 процента (от «минус» 0,1 процента до 1,2 процента).
Годовая базовая инфляция в отчетном месяце увеличилась относительно предыдущего на 0,3 процентного пункта и составила 5,3 процента. Прирост индекса цен на плодоовощную продукцию сократился на 3,7 процентного пункта и сложился на уровне 12 процентов в годовом выражении, цен (тарифов) в сфере постоянно регулируемого ценообразования – на 0,7 процентного пункта до 6 процентов.
Сокращению годовой инфляции способствовало снижение в неё вклада от цен на продовольственные товары на 0,4 процентного пункта до 3,1 процента. Вклад цен на непродовольственные товары увеличился относительно сентября на 0,1 процентного пункта и составил 1,3 процента, тарифов на услуги – на 0,2 процентного пункта до 1,5 процента.
Данные: расчет Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь.
Замедлению инфляционных процессов способствует стабилизация инфляционных ожиданий (по данным Национального банка, по итогу III квартала они сохранились на уровне предыдущего), действующая система регулирования цен в рамках постановления Правительства № 713, некоторое замедление годового прироста ИПЦ в Российской Федерации (с 9,1 процента в июле – августе т.г. до 8,6 процента в сентябре и 8,5 процента в отчетном месяце), а также сокращение прироста индексов цен производителей сельскохозяйственной продукции в области растениеводства (с 9,6 процента в августе т.г. до 6,9 процента в сентябре и 6,5 процента в отчетном месяце) и производителей промышленной продукции (с 8 процентов в августе т.г. до 7 процентов в сентябре и 6,5 процента в октябре т.г.), в т.ч. производителей потребительских товаров (с 6,5 процента до 6,4 процента и 5,9 процента соответственно).
В то же время, несмотря на замедление, инфляция в России – основном торговом партнере – сохраняется на повышенном уровне (первоначальный прогноз инфляции Банка России – 4,3 – 4,8 процента по итогу 2024 года), что является значимым проинфляционным фактором в условиях тесных торговых взаимоотношений.
Наибольшее влияние на годовую инфляцию традиционно обеспечивают цены на медикаменты, алкогольные напитки, плодоовощную и мясомолочную продукцию, тарифы на бытовые и на жилищно-коммунальные услуги.
В октябре по отношению к сентябрю 2024 г. отмечается увеличение цен (тарифов) на:
1) шоколад (на 5 процентов) из-за удорожания какао-бобов, а также товары, которые в стране не производятся либо производятся в небольшом количестве: рыбу и рыбопродукты (на 1,4 процента), масло растительное (на 2 процента), кофе (на 2,2 процента), бананы (на 6 процентов).
По оценке МАРТ[1], в октябре 2024 г. годовой прирост средних мировых цен на кофе сорта арабика составил 50,7 процента (в т.ч. в октябре к сентябрю т.г. впервые за прошедшие 4 месяца зафиксировано снижение средних цен на 0,4 процента), кофе сорта робуста – 86,7 процента (в т.ч. в октябре к сентябрю т.г. впервые за прошедшие 4 месяца зафиксировано снижение средних цен на 8,2 процента), на какао – 83,4 процента (в т.ч. в октябре к сентябрю т.г. – 2,1 процента), подсолнечное масло – 32,5 процента («плюс» 12,9 процента), апельсины – 27,9 процента («плюс» 2,2 процента);
2) мясо и мясопродукты (на 0,6 процента), а также молоко и молочные продукты (на 0,8 процента).
Наибольший прирост индекса цен зафиксирован на курей (цыплят, включая бройлеров), колбасу полукопченую, варено-копченую (0,7 процента), готовые изделия (вареные, жареные, фаршированные, заливные) из мяса и субпродуктов (0,8 процента), субпродукты мясные пищевые (кроме субпродуктов из птицы) (0,9 процента), сало, грудинку, говядину бескостную (1 процент), говядину тушеную консервированную (1,3 процента), фарш мясной (1,4 процента), пельмени мясные (1,9 процента), готовые изделия (вареные, жареные, фаршированные) из теста с мясной начинкой (2 процента).
В октябре к сентябрю т.г. прирост индекса цен производителей скота крупного рогатого живого составил 1 процент, молока сырого коровьего – 1,1 процента, говядины – 1,9 процента, свинины – 1,4 процента, колбасы полукопченой – 0,4 процента, молока – 0,3 процента, сметаны – 0,8 процента;
3) бытовые услуги (на 1,4 процента) из-за увеличения себестоимости изготавливаемой продукции, в том числе в связи с ростом закупочных цен на сырье и материалы на химические реактивы, топливно-энергетические ресурсы.
Наибольший прирост индекса цен зафиксирован на техническое обслуживание транспортных средств (легковых автомобилей) (2,3 процента), ремонт одежды (2 процента), ремонт жилых помещений (1,9 процента), услуги парикмахерских (1,6 процента), ремонт обуви, химическую чистку верхней одежды (1,3 процента), услуги фотоателье (1,2 процента), индивидуальный пошив одежды (0,9 процента).
В сфере постоянно регулируемого ценообразования[2] в октябре повышены цены на лекарственные препараты (на 0,1 процента), а также тарифы на ритуальные услуги (на 0,6 процента).
Данные: расчет Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь
Текущие меры ценового регулирования и экономического воздействия на цены.
1) Действует система регулирования цен на товары практически всей потребительской корзины – как отечественные, так и импортные (постановление Правительства от 19 октября 2022 г. № 713).
Системой предусматривается:
для производителей – необходимость согласования отпускных цен с госорганами (организациями), облисполкомами и Минским горисполкомом;
для импортеров и торговли – установление предельных максимальных надбавок вне зависимости от количества участвующих посредников;
ограничение бартерных сделок (такие операции подлежат согласованию с государственными органами);
порядок по выплате бонусов и иных вознаграждений по продвижению товаров в торговле при поставке товаров вне зависимости от страны происхождения.
С разъяснениями о применении данного постановления, а также комментариями по вопросам его применения в формате «вопрос-ответ» можно ознакомиться на сайте МАРТ по ссылке: http://www.mart.gov.by/activity/tsenovaya-politika/primenenie-postanovleniya-soveta-ministrov-respubliki-belarus-ot-19-oktyabrya-2022-g-713-o-sisteme-r/.
2) На IV квартал 2024 г. продлена возможность получения социальной скидки на определенные группы социально значимых товаров пенсионерам, инвалидам, родителям (законным представителям), воспитывающим ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, многодетным семьям, малообеспеченным слоям населения в соответствии с законодательством.
Контрольная деятельность. За январь – октябрь 2024 г. МАРТ в сфере контроля за ценообразованием:
o установлены нарушения у 263 субъектов хозяйствования;
o направлено 129 предписаний о выявленных нарушениях;
o применены меры административной ответственности и профилактического характера в отношении 317 виновных лиц;
o штрафные санкции по рассмотренным административным делам составили более 85 млн. 150 тыс. рублей (в том числе по материалам прошлых лет).
[1] на основании данных Всемирного банка
[2] постоянно регулируемые цены (тарифы) на товары (услуги), не охваченные постановлением № 713
Возврат к списку