×
Уважаемый посетитель сайта! Вы используете устаревший браузер. Для корректного отображения информации, пожалуйста, воспользуйтесь другим браузером или обновите используемый!

О ценовой ситуации на потребительском рынке в июле 2023 г.

25.08.2023

В июле обновился минимум годовой инфляции, зафиксированный в Беларуси: по итогу месяца она замедлилась до 2,7 процента (2,9 процента месяцем ранее). К предыдущему месяцу потребительские цены увеличились на 0,3 процента, к декабрю 2022 г. – на 3,3 процента.

В Беларуси годовой прирост индекса потребительских цен (ИПЦ) сохранился на одном из самых низких уровней среди стран-соседей: в России по итогу июля он составил 4,3 процента, в Еврозоне – 5,3 процента, в том числе во Франции – 5,1 процента, Италии – 6,3 процента, Германии – 6,5 процента, Латвии – 6,6 процента, Австрии – 7 процентов, Литве – 7,2 процента, Чехии – 10,2 процента, Польше – 10,3 процента.

В отчетном месяце прирост базовой инфляции в годовом выражении замедлился на 1 процентный пункт до 1 процента. Прирост цен (тарифов) в сфере постоянно регулируемого ценообразования[1] ускорился на 0,7 процентного пункта до 6,3 процента, на плодоовощном рынке – на 6,7 процентного пункта до 3,1 процента. При этом цены (тарифы) во всех компонентах годовой инфляции находятся в рамках целевой траектории.

Наибольшее влияние на замедление годового прироста ИПЦ продолжает оказывать снижение цен на непродовольственные товары, что обусловило около 0,6 процентного пункта сокращения инфляции в годовом выражении. Вклад тарифов на услуги уменьшился на 0,02 процентного пункта до 1,7 процента в годовом выражении, цен на продовольственные товары – увеличился на 0,1 процентного пункта до 1,6 процента.

Основное влияние на замедление инфляционных процессов в Беларуси (на фоне сохранения ценового регулирования) оказывает умеренный прирост цен отечественных производителей сельскохозяйственной и промышленной продукции, укрепление белорусского рубля к российскому – валюте основного торгового партнера, а также снижению годового прироста мировых цен на сырьевые и продовольственные товары.

С мая текущего года отмечается ускорение годовой инфляции в России: с 2,3 процента в апреле до 4,3 процента в июле. При этом за данный период белорусский рубль укрепился[2] к российскому рублю на 7,7 процента, в том числе в июле к июню – порядка 6,7 процента, что нивелировало инфляционное давление на внутренний рынок от импорта из России товаров по более высоким ценам.

Всего за прошедший год (в июле 2023 г. к июлю 2022 г.) отечественный рубль укрепился к корзине валют на 11,5 процента за счет укрепления к российскому рублю на 25,5 процента. При этом к доллару США белорусский рубль ослаб порядка 16,4 процента, к китайскому юаню – на 8,6 процента.

Прирост цен производителей сельскохозяйственной продукции в июле по сравнению с предыдущим месяцем замедлился на 2,5 процентного пункта до 3 процентов в годовом выражении, промышленной продукции – на 1,1 процентного пункта до 3,3 процента, в том числе на потребительские товары – на 0,6 процентного пункта 2,7 процента.

В июле 2023 г. мировые цены на продовольствие[3] в годовом выражении снизились на 13,3 процента, в т.ч. на мясо – на 6,7 процента, молоко – на 21,9 процента, злаки – на 15,9 процента, масло – на 24,4 процента. Мировые цены на кофе сорта арабика за прошедшие двенадцать месяцев снизились на 24,4 процента[4], на чай – от 12,8 процента до 38,3 процента, хлопок – на 28,9 процента, удобрения (за исключением фосфоритов) – в среднем на 44,2 процента.

В результате четвертый месяц подряд на большинство товаров критического импорта сохраняется дефляция в годовом выражении: рыба и рыбопродукты снизились в цене на 2,2 процента, обои – на 2,5 процента, ткани и пряжа – на 2,9 процента, мебель – на 5 процентов, электротовары – на 5,5 процента, посуда – на 8,3 процента, чай – на 10 процентов, крупа и бобовые – на 10,8 процента, телевизоры – на 11,1 процента, масло растительное – на 21,7 процента.

В отчетном месяце сохранилась и тенденция к замедлению годового прироста цен на товары отечественного производства: прирост цен на мясо и мясопродукты сократился на 0,7 процентного пункта до 2,5 процента в годовом выражении, на молоко и молочные продукты – на 0,4 процентного пункта до 9,4 процента, хлеб и изделия хлебобулочные – на 0,9 процентного пункта 2,5 процента.


В июле по отношению к июню текущего года отмечается:

1)      сезонное удорожание картофеля (на 12,8 процента) и других овощей «борщевого набора» (свёклы – на 35,3 процента, моркови – на 9,2 процента) в связи с поступлением в реализацию овощей нового урожая;

2)      увеличение цен на мясо и мясопродукты на 0,4 процента, молоко и молочные продукты – на 0,9 процента, яйца куриные – на 2,3 процента, в том числе ввиду роста цен производителей на отдельные сельскохозяйственные и промышленные товары.

При этом за месяц сыры снизились в цене на 0,1 процента, масло и жиры – на 0,2 процента, услуги физической культуры и спорта – на 0,2 процента, бытовые электротовары – на 0,5 процента, синтетические моющие средства – на 0,7 процента, крупа и бобовые – на 0,9 процента, макаронные изделия – на 1 процент, обувь – на 1,1 процента, кофе – на 1,3 процента, майонез – на 2,7 процента, фрукты – на 3,3 процента, овощи – на 9,2 процента. По оценке, удешевление данных товаров суммарно обусловило около 0,3 процентного пункта снижения ИПЦ.


В сфере постоянно регулируемого ценообразования[5] в июле текущего года по отношению к предыдущему месяцу повышены цены (тарифы) на:

1) табачные изделия (на 10,3 процента) ввиду увеличения ставок акцизов с 1 июля;

Налоговым кодексом Республики Беларусь в 2023 году предусмотрено повышение ставок акцизов на сигареты в четыре этапа: с 1 января, с 1 апреля, с 1 июля, с 1 октября.

2) лекарственные препараты (на 0,8 процента) ввиду роста цен производителей и курсовых колебаний;

3) пассажирские перевозки железнодорожным транспортом регионального сообщения эконом-класса (на 20,8 процента) и межрегионального сообщения (на 19,6 процента) (плановое повышение в соответствии с постановлением МАРТ от 16 июня 2023 г. № 40 «Об изменении постановления Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 3 декабря 2020 г. № 82» поддержанное Комиссией по вопросам государственного регулирования ценообразования при Правительстве);

4) горячее водоснабжение на 12,7 процента (плановое повышение в рамках Указа Президента Республики Беларусь от 30 декабря 2022 г. № 461 «Об установлении тарифов для населения в сфере жилищно-коммунального хозяйства на 2023 год»).


Текущие меры ценового регулирования и экономического воздействия на цены.

1) Действует система регулирования цен на товары практически всей потребительской корзины – как отечественные, так и импортные (постановление Правительства от 19 октября 2022 г. № 713).

Системой предусматривается:

для производителей - необходимость согласования отпускных цен с госорганами, облисполкомами и Минским горисполкомом;

для импортеров и торговли – установление предельных максимальных надбавок вне зависимости от количества участвующих посредников;

ограничение бартерных сделок. Теперь такие операции также подлежат согласованию с государственными органами;

запрет на выплату бонусов и иных вознаграждений по продвижению товаров в торговле при поставке производителями отечественной продукции.

С разъяснениями о применении данного постановления, а также комментариями по вопросам его применения в формате «вопрос-ответ» можно ознакомиться на сайте МАРТ по ссылке.  

2) До конца III квартала 2023 г. сохраняется возможность получения социальной скидки на определенные группы социально значимых товаров пенсионерам, инвалидам, родителям (законным представителям), воспитывающим ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, многодетным семьям, малообеспеченным слоям населения в соответствии с законодательством.

Контрольная деятельность. За январь – июль 2023 г. МАРТ:

  • установлено 510 фактов несоблюдения требований нормативных правовых актов, регулирующих вопросы ценообразования;

  • направлено 102 предписания об устранении нарушений;

  • меры административной ответственности и профилактического характера применены в отношении 256 виновных лиц;

  • штрафные санкции по рассмотренным административным делам составили 740 тыс. рублей (в том числе по материалам прошлых лет).



[1] постоянно регулируемые цены (тарифы) на товары (услуги), не охваченные постановлением № 713

[2] оценка на основании данных Национального банка Республики Беларусь

[3] оценка на основании данных Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО)

[4] оценка на основании данных Всемирного банка

[5] постоянно регулируемые цены (тарифы) на товары (услуги), не охваченные постановлением № 713





Возврат к списку