×
Уважаемый посетитель сайта! Вы используете устаревший браузер. Для корректного отображения информации, пожалуйста, воспользуйтесь другим браузером или обновите используемый!

За 9 месяцев 2023 года Министерством антимонопольного регулирования и торговли (далее – МАРТ), местными исполнительными и распорядительными органами (далее – исполкомы) продолжена работа в области защиты прав потребителей по следующим основным направлениям: рассмотрение обращений потребителей на ненадлежащее качество товаров и услуг; разъяснение законодательства и информирование граждан об их потребительских правах с целью повышения потребительской грамотности и оказания юридической помощи по вопросам защиты прав потребителей, досудебная защита потребительских прав, превентивная работа с субъектами хозяйствования с целью предотвращения и прекращения нарушений законодательства.

За 9 месяцев 2023 года МАРТ и исполкомами рассмотрено 6 267 обращений граждан, связанных с нарушением прав потребителей, что на 19,4 % меньше, чем за аналогичный период 2022 года (за 9 месяцев 2022 года было рассмотрено 7 677 обращений). При этом отмечается увеличение количества обращений, поступивших в исполкомы Витебской области. Наибольшее количество обращений рассмотрено Минским горисполкомом, Могилевским облисполкомом и МАРТ (63 % от общего количества рассмотренных), исполкомами Брестской области – 11 %, Минской – 11 %, Гомельской – 6 %.

В январе-сентября 2023 года в структуре обращений граждан в области защиты прав потребителей преобладали вопросы, связанные с товарами, в том числе приобретенными в сети Интернет, – 53 % от общего количества обращений и оказанием жилищно-коммунальных услуг – 26 %. Кроме того, потребителями поднимались вопросы, относящиеся к сферам: бытового обслуживания населения и услуг сервисных центров – 9 % от общего количества обращений; услуг перевозчиков автомобильным транспортом, медицинских, туристических, услуг связи и других – 5 %; услуг общественного питания – 3 %, иных вопросов – 4 %.

По результатам рассмотрения обращений потребителям возмещено материального ущерба в досудебном порядке на сумму 148 тыс. руб.; по неразрешенным в досудебном порядке вопросам исполкомами было подано в суд 117 исков о защите прав потребителей.

В целях защиты нарушенных прав потребителей составлено 147 протоколов об административных правонарушениях, вынесено 173 предписания о прекращении нарушений прав потребителей. В целях предупреждения нарушений потребительских прав изготовителям, продавцам, исполнителям услуг направлялись рекомендации и предупреждения, проводилась разъяснительная работа.

Анализ обращений граждан по защите прав потребителей свидетельствует о том, что за 9 месяцев 2023 года в МАРТ и исполкомы наиболее часто граждане обращались по вопросам, связанным с:

приобретением непродовольственных товаров ненадлежащего качества и (или) невозможностью их возврата;

нарушением продавцами интернет-магазинов установленных законодательством сроков возврата денежных средств за товар надлежащего или ненадлежащего качества;

нарушением сроков передачи предварительно оплаченного товара;

предоставлением недостоверной информации о товарах, работах, услугах, в том числе на сайтах интернет-магазинов;

приобретением товаров в социальных сетях и в мессенджерах.

В целях повышения уровня правовой грамотности и информированности граждан об их потребительских правах, разъяснения законодательства и правоприменительной практики МАРТ в апреле 2021 года был создан Telegram-канал «МАРТ о правах потребителей» https://t.me/consumer_rights_by_MART. По состоянию на начало апреля 2023 года число подписчиков составляет более тысячи, число читателей по отдельным потребительским темам – до 10 000.

МАРТ активно проводилось информирование потребителей о требованиях законодательства в сферах защиты прав потребителей.

Представители управления:

регулярно принимают участие в выпусках передачи «Белорусское времечко» на телеканале «Беларусь 1», отвечая на вопросы потребителей в прямом эфире (как свидетельствуют отзывы потребителей, после разъяснений в прямом эфире потребительских прав по конкретным проблемным ситуациям их зачастую удается разрешить – законные требования потребителей удовлетворяются);

ежедневно по телефону консультируют граждан по вопросам защиты прав потребителей, в ходе которых гражданам разъясняются их потребительские права, порядок досудебного урегулирования споров с продавцами (изготовителями, исполнителями услуг).