×
Уважаемый посетитель сайта! Вы используете устаревший браузер. Для корректного отображения информации, пожалуйста, воспользуйтесь другим браузером или обновите используемый!

I. Общая часть

Продовольственная безопасность является важнейшей составляющей национальной безопасности и необходимым условием реализации стратегического национального приоритета – обеспечение высоких жизненных стандартов населения и условий для гармоничного развития личности.

Доктрина национальной продовольственной безопасности Республики Беларусь до 2030 года, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.12.2017 № 962 (далее – Доктрина), основывается, в том числе, на новых условиях обеспечения национальной продовольственной независимости.

Продовольственная независимость государства оценивается по десяти группам продуктов (зерно, молоко, мясо, сахар, масло растительное, картофель, овощи, фрукты и ягоды, яйца, рыба) и следующим уровням:

· оптимистический – достаточный для обеспечения потребности внутреннего рынка за счет собственного производства на 80 – 85 процентов, импорта – 15 – 20 процентов;

· недостаточный – уровень производства, который обеспечивает потребность внутреннего рынка более чем на 60 процентов, но менее чем на 80 процентов;

· критический – уровень производства, ниже которого наступает ослабление экономической безопасности.

Обеспечение национальной продовольственной безопасности Республики Беларусь сопряжено с влиянием внешних и внутренних факторов и угроз.

Внешние угрозы являются следствием состояния макроэкономики и открытости национальной экономики, включая, в том числе:

·  неблагоприятное изменение конъюнктуры мирового рынка (повышение цен или снижение объемов предложения);

·  импорт продовольствия, не соответствующий требованиям высокого качества и здорового питания.

Своевременное выявление, оценка, прогнозирование и упреждение внутренних и внешних угроз продовольственной безопасности, минимизация их негативного влияния являются одной из основных задач обеспечения национальной продовольственной безопасности.

Для оценки состояния национальной продовольственной безопасности используются индикаторы и их пороговые значения, отклонение от которых свидетельствует о снижении уровня защищенности национальных интересов и ситуации, требующей принятия соответствующих мер регулирования.

Одним из индикаторов экономической доступности сельскохозяйственной продукции и продовольствия является доля продажи продовольственных товаров отечественного производства организациями торговли на внутреннем рынке в общем объеме продаж – не менее 85 процентов.

Доля реализации организациями торговли товаров отечественного производства по основным группам, определяющим продовольственную независимость государства, по итогам 2021 года:

·  достаточна – по мясу и мясным продуктам (реализация товаров отечественного производства организациями торговли составила 99,7 процентов), сахару (99,5 процентов), сырам (91,5 процент), маслу сливочному (99,9 процентов), картофелю (91,1 процент), яйцам (100 процентов), муке (94,6 процента);

· недостаточна – по маслу растительному (14,6 процентов), фруктам и орехам (8,1 процентов), яблокам (29,4 процентов), рыбе (14,4 процентов), макаронным изделиям (65 процентов).

Среди главных критериев достижения цели по развитию национальной продовольственной безопасности до 2030 года, установленных Доктриной, – снижение доли продовольственных товаров импортного производства в объеме продаж организаций торговли на внутреннем рынке до 14 процентов к 2030 году.

Вместе с тем по итогам 2021 года доля импортных продовольственных товаров в продаже организациями торговли составила 23,4 процента. Высокой остается доля отдельных импортных продуктов в розничном товарообороте организаций торговли: фруктов – 91,9 процент, масла растительного – 85,4 процентов, рыбы – 85,6 процентов, крупы гречневой – 62,3 процента, кондитерских изделий из сахара – 50,6 процентов, фруктовых и овощных соков – 36,2 процентов, макаронных изделий – 35 процентов.

II. Рекомендации по обеспечению соблюдения положений Доктрины

В целях обеспечения продовольственной независимости страны, экономической доступности жизненно необходимых продуктов питания всем категориям населения в полном объеме и недопущения роста цен на социально значимые товары МАРТ рекомендует при реализации (поставке) продовольственных товаров, в том числе социально значимых:

1. субъектам торговли:

1.1. обеспечить достижение удельного веса продовольственных товаров отечественного производства в объеме розничного товарооборота организации по итогам 2022 года на уровне не ниже:

· оптимистический – 85 процентов;

·  недостаточный – 80 процентов;

1.2. с учетом международной практики популяризации национальных товаров обеспечить размещение и выкладку товаров отечественного производства в визуально и физически доступных местах способами согласно приложению, обозначение мест размещения и выкладки товаров отечественного производства специальной вывеской или надписью «Сделано в Республике Беларусь/Зроблена ў Беларусi» или аналогичными средствами согласно приложению;

2. субъектам торговли, производителям и поставщикам товаров:

Ограничить совокупный размер любых вознаграждений (премий, бонусов и иных платежей), предоставляемых в связи с приобретением социально значимых продовольственных товаров отечественного производства в определенном количестве, либо выполнением иных условий, определенных гражданско-правовым договором в качестве обязательных для предоставления таких вознаграждений, в том числе за оказание услуг, направленных на продвижение социально значимых продовольственных товаров отечественного производства, путем рекламирования таких товаров и (или) используемых для их обозначения товарных знаков, исследования потребительского спроса, проведения маркетинговых исследований и (или) подготовки информации о таких исследованиях, подготовки иной отчетности, содержащей информацию о социально значимых продовольственных товарах отечественного производства, оказание иных подобных услуг, в размере, не превышающем пять процентов от цены (без учета НДС) приобретенных социально значимых продовольственных товаров отечественного производства;

3. субъектам торговли, реализующим товары посредством интернет-магазинов:

3.1. обеспечить наличие в продаже в интернет-магазинах, владельцами которых являются субъекты хозяйствования Республики Беларусь, товаров отечественного производства;

3.2. обеспечить визуальное (информационное) обозначение товаров отечественного производства на сайтах интернет-магазинов (например, цветами Государственного флага Республики Беларусь, белорусским орнаментом и т.п.);

3.3. обеспечить техническую возможность выборки товаров на сайтах интернет-магазинов по поисковому запросу (например, «производство Беларусь» и т.п.);

3.4. расширить практику онлайн-проектов заказов и доставки (в том числе экспресс-доставка) товаров отечественного производства;

3.5. освоить разработку и внедрение мобильных приложений для продажи товаров с использованием сети Интернет

III. Заключительные положения

Настоящие рекомендации подлежат размещению на официальном сайте МАРТ и вступают в силу с 1 марта 2022 г.

ПЕРЕЧЕНЬ торговых организаций, присоединившихся к Рекомендациям по обеспечению соблюдения положений Доктрины национальной продовольственной безопасности Республики Беларусь

СПОСОБЫ размещения и выкладки товаров отечественного производства в визуально и физически доступных местах, обозначение мест размещения и выкладки товаров отечественного производства