Министерство антимонопольного регулирования и торговли является ответственным заказчиком подпрограммы 8 «Качество и доступность бытовых услуг» Государственной программы «Комфортное жилье и благоприятная среда» на 2016-2020 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 апреля 2016 г. № 326 (далее – подпрограмма, постановление №326). Заказчиками данной подпрограммы являются облисполкомы.
Целью подпрограммы является обеспечение населения независимо от места проживания качественными бытовыми услугами по доступным ценам.
Для достижения основной цели подпрограммы определены две задачи (далее – Задача 1 и Задача 2), финансирование выполнения которых осуществляется за счет средств местных бюджетов и собственных средств организаций: обеспечение сбалансированного спроса и предложения бытовых услуг; содействие повышению качества бытовых услуг и их разнообразию.
Результату обеспечения сбалансированного спроса и предложения бытовых услуг способствовала реализация мероприятий по строительству объектов бытового обслуживания, расположенных в сельской местности, в том числе их текущий и капитальный ремонт, реконструкция (пункт 421), а также мероприятия по увеличению количества объектов бытового обслуживания в районных центрах и сельской местности, (пункт 42) (было реализовано в 2016-2017 гг.).
Справочно:
В 2020 году в эксплуатацию введено (в том числе произведен текущий и капитальный ремонт, реконструкция) 732 объекта (при плане 230), в 2016-2020 годах введено (в том числе произведен текущий и капитальный ремонт, реконструкция) 5521 объект (при плане 336).
На выполнение мероприятий Задачи 1 в 2016 – 2020 годах направлено более 2,8 млн. рублей, что составило 91,6% к запланированным объемам финансирования.
Существенное влияние на фактическое освоение финансовых средств за весь период реализации мероприятий Задачи 1 (местные бюджеты) оказали в 2020 г. Гродненская и Минская области в связи с уменьшением расходов областных бюджетов в 2020 году по подпрограмме и перераспределением (по Минской области) финансовых средств (как собственных средств, так и бюджетных) на иные мероприятия в рамках подпрограммы.
Реализация мероприятий, содействующих повышению качества бытовых услуг и их разнообразию (Задача 2), а именно приобретение транспортных средств, оборудования, запасных частей к ним и их ремонт (пункт 431), приобретению сырья и материалов и комплектующих для собственного производства работ и оказания услуг (пункт 44), в целом обеспечена в полном объеме. На выполнение мероприятий Задачи 2 в 2016 – 2020 годах направлено более 45,4 млн. рублей, что составило 148,5% к запланированным объемам финансирования.
На реализацию мероприятий подпрограммы на 2016 - 2020 годы было запланировано финансирование в сумме 33,8 млн. рублей, в том числе за счет средств местных бюджетов 13,9 млн. рублей, собственных средств субъектов, оказывающих бытовые услуги – 19,8 млн. рублей.
Фактически на реализацию данных мероприятий было направлено 48,3 млн. рублей, в том числе 12,3 млн. рублей из средств местных бюджетов, более 36 млн. рублей – собственных средств предприятий.
В рамках реализации мероприятий подпрограммы в 2016 – 2020 годах обеспечено выполнение целевого показателя по приросту объектов бытового обслуживания в районных центрах и сельской местности. Согласно данным, представленным облисполкомами, прирост составил 5521 объект, в том числе по областям: Брестская – 1179, Витебская – 812, Гомельская – 953, Гродненская – 670, Минская – 1448, Могилевская – 459.
В 2016 – 2020 годах среднее значение целевого показателя по росту объемов оказания бытовых услуг к предыдущему году в сопоставимых ценах составил 97,8%, в том числе по областям: Брестская – 98,6% (при среднем плане 102,2%) Витебская – 98% (102,2%), Гомельская – 94% (102,2%), Гродненская – 95,6% (102,2%), Минская – 100,3% (102,3%), Могилевская – 100,6% (102%).
На объемы оказания бытовых услуг юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в 2016 – 2020 годах оказало снижение спроса на бытовые услуги, в том числе в связи с влиянием неблагоприятной эпидемиологической обстановки.
В целом реализация подпрограммы позволила поддержать действующие производственные мощности предприятий бытового обслуживания (приобретено швейное оборудование, оборудование для парикмахерских, прачечных и химчисток), обеспечить приобретение и ремонт автотранспорта для организации выездного обслуживания сельского населения, а также расширить спектр оказываемых услуг (например, услуги по химической чистке изделий, в том числе озонирование, сухая чистка пухо-перовых изделий, чистка ковровых изделий и текстильных поверхностей, услуги по распиловке древесины и др.).