×
Уважаемый посетитель сайта! Вы используете устаревший браузер. Для корректного отображения информации, пожалуйста, воспользуйтесь другим браузером или обновите используемый!

Регламентация получения согласия Министерства антимонопольного регулирования и торговли (далее – антимонопольный орган) на совершение сделок с голосующими акциями (долями в уставном фонде), являющихся экономической концентрацией:
Закон Республики Беларусь от 12 декабря 2013 г. № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» (далее – Закон № 94-З);
Закон Республики Беларусь от 28 октября 2008 г. № 433-З «Об основах административных процедур» (далее – Закон № 433-З);
Указ Президента Республики Беларусь от 25 июня 2021 г. № 240 «Об административных процедурах, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования»;
подпункт 2.8.4 пункта 2.8 единого перечня административных процедур, осуществляемым в отношении субъектов хозяйствования, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 сентября 2021 г. № 548;

Регламент административной процедуры, осуществляемой в отношении субъектов хозяйствования, по подпункту 2.8.4 «Получение документа о согласии на приобретение голосующих акций (долей в уставных фондах) хозяйствующего субъекта», утвержденный постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 31 января 2022 г. № 11 (далее – Регламент 2.8.4).

Условия (в том числе пороговые значения), при которых приобретение голосующих акций (долей в уставном фонде) признается экономической концентрацией, определены в подпункте 1.6 пункта 1 статьи 32 Закона № 94-З.

Справочно:

Подпунктом 1.6 пункта 1 статьи 32 Закона № 94-З определено, что экономической концентрацией признается приобретение хозяйствующим субъектом или физическим лицом, не относящимся к хозяйствующим субъектам, лицами, входящими в одну группу лиц (далее – группа лиц), в том числе на основании договора доверительного управления имуществом, договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора поручения, голосующих акций (долей в уставном фонде) хозяйствующего субъекта, при котором такие хозяйствующий субъект или физическое лицо, не относящееся к хозяйствующим субъектам, лица, входящие в одну группу лиц, получают право распоряжаться в совокупности более чем двадцатью пятью процентами голосующих акций (долей в уставном фонде) хозяйствующего субъекта, при условии, что до этого приобретения они не распоряжались акциями (долями в уставном фонде) этого хозяйствующего субъекта или распоряжались не более чем двадцатью пятью процентами голосующих акций (долей в уставном фонде) этого хозяйствующего субъекта, а также если приобретение голосующих акций (долей в уставном фонде) хозяйствующего субъекта осуществляется хозяйствующим субъектом или физическим лицом, не относящимся к хозяйствующим субъектам, лицами, входящими в одну группу лиц, распоряжающимися не менее чем двадцатью пятью процентами и не более чем пятьюдесятью процентами голосующих акций (долей в уставном фонде) этого хозяйствующего субъекта, если такие хозяйствующий субъект или физическое лицо, не относящееся к хозяйствующим субъектам, лица, входящие в одну группу лиц, получают право распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами таких акций (долей в уставном фонде).

Предварительное согласие антимонопольного органа необходимо для приобретения, отвечающего требованиям абзаца второго части первой пункта 1 статьи 34 Закона № 94-З (для рассмотренных далее примеров считаем, что хоть одно требование части первой пункта 1 статьи 34 Закона № 94-З выполняется).


Перечень документов, представляемых заинтересованным лицом для осуществления административной процедуры, и требования к ним (в том числе форма заявления заинтересованного лица) определены Регламентом 2.8.4.

Рассматривая вопрос одновременного приобретения долей в уставном фонде следует исходить, в том числе из норм Гражданского кодека Республики Беларусь (далее – ГК).
Так, учитывая пункт 1 статьи 155 ГК, согласно которому сделки могут быть дву- или многосторонними (договоры) и односторонними, а также принцип свободы договора, такое приобретение может быть оформлено одним или несколькими договорами.
При этом, исходя из положений, содержащихся в пункте 5 статьи 1 Закона № 433-З, можно сделать вывод о том, что при осуществлении одной административной процедуры (подаче одного заявления), антимонопольный орган принимает одно решение о согласии (отказе в согласии) на совершение действий, признаваемых экономической концентрацией.
Согласно части первой пункта 2 Регламента 2.8.4 к заявлению прилагается проект документа, которым оформляется совершение сделки по приобретению голосующих акций (долей в уставных фондах) хозяйствующего субъекта. Другими словами, одно заявление подается на один договор, на заключение которого требуется согласие антимонопольного органа.

Пример 1 (один покупатель, два продавца «99 %+1 %»)
Один хозяйствующий субъект планирует приобрести у одного
продавца 99 %, у второго продавца 1 % доли в уставном фонде другого хозяйствующего субъекта.
Так, планируемое приобретение доли в уставном фонде хозяйствующего субъекта в размере 99 % будет признаваться предусмотренной подпунктом 1.6 пункта 1 статьи 32 Закона № 94-З экономической концентрацией и должно осуществляться с предварительного согласия антимонопольного органа.
Приобретение доли в уставном фонде хозяйствующего субъекта в размере 1 % не будет признаваться предусмотренной подпунктом 1.6 пункта 1 статьи 32 Закона № 94-З экономической концентрацией и, соответственно, не требует получения предварительного согласия антимонопольного органа на его осуществление, выдаваемого в рамках соответствующей административной процедуры.
В случае, если сделки по приобретению доли в уставном фонде хозяйствующего субъекта будут оформляться двумя договорами купли-продажи субъекту необходимо обратиться один раз (подать одно заявление) за получением согласия антимонопольного органа на приобретение 99 % долей в уставном фонде хозяйствующего субъекта, отразив в заявлении информацию только о таком приобретении и приложив один проект договора на приобретение 99 % долей в уставном фонде.
В случае, если сделки по приобретению доли в уставном фонде хозяйствующего субъекта будут оформляться одним договором купли-продажи необходимо подать одно заявление на осуществление административной процедуры. При этом, в рамках рассмотрения такого заявления, антимонопольный орган будет осуществлять оценку тех действий, в отношении которых выполняются условия, предусмотренные подпунктом 1.6 пункта 1 статьи 32 Закона № 94-З.
В свою очередь, при заполнении подпункта 5.2 пункта 5
приложения 1 к Регламенту 2.8.4 указывается, каким размером долей лицо получит право распоряжаться, в соответствии с подпунктом 1.6 пункта 1 статьи 32 Закона № 94-З.

Справочно:
Например, заполнение подпункта 5.2 пункта 5 приложения 1 к Регламенту 2.8.4, с учетом подпункта 1.6 пункта 1 статьи 32 Закона
№ 94-З, может выглядеть следующим образом:
«… размер приобретаемых долей составляет 99 %, при условии, что до такого приобретения субъект не распоряжался долями в уставном фонде этого юридического лица; … »;
«… размер приобретаемых долей составляет более чем 25 %, при условии, что до такого приобретения субъект не распоряжался долями в уставном фонде этого юридического лица; … ».
В качестве альтернативного варианта может быть указан конкретный размер приобретаемых долей в уставном фонде юридического лица, выраженный в виде суммы приобретаемых долей в рамках представленного проекта документа, которым будет оформлена соответствующая экономическая концентрация, предполагающая осуществление приобретения одним покупателем у нескольких продавцов.

Пример 2 (один покупатель, три продавца «18 %+20 %+28 %»)
При намерении хозяйствующего субъекта приобрести 18 %, 20 %
и 28 % доли в уставном фонде, данные приобретения могут быть оформлены одним или несколькими договорами (при условии, что сделки будут совершаться в указанной последовательности, и до совершения первой из указанных сделок приобретатель не распоряжается долями в уставном фонде этого хозяйствующего субъекта).
В случае, если описанные сделки будут оформляться тремя договорами купли-продажи, каждое из планируемых приобретений должно самостоятельно оцениваться на предмет выполнения условий, указанных в подпункте 1.6 пункта 1 статьи 32 Закона № 94-З, с учетом размера долей, которыми приобретатель вправе (будет вправе) распоряжаться на момент осуществления каждого приобретения.
Планируемые приобретения долей в уставном фонде хозяйствующего субъекта в размере 20 % и 28 % (2 и 3 сделки соответственно) будут признаваться предусмотренной подпунктом 1.6 пункта 1 статьи 32 Закона № 94-З экономической концентрацией и должны осуществляться с предварительного согласия антимонопольного органа. В таком случае, должно быть подано два заявления для осуществления двух административных процедур.
В свою очередь, при заполнении подпункта 5.2 пункта 5
приложения 1 к Регламенту 2.8.4 указывается, каким размером долей лицо получит право распоряжаться, в соответствии с подпунктом 1.6 пункта 1 статьи 32 Закона № 94-З.


Справочно:
Например, заполнение подпункта 5.2 пункта 5 приложения 1 к Регламенту 2.8.4, с учетом подпункта 1.6 пункта 1 статьи 32 Закона
№ 94-З, может выглядеть следующим образом:
«… размер приобретаемых долей составляет более чем 25 %, при условии, что до такого приобретения этот субъект распоряжается (будет распоряжаться) «…» % долей в уставном фонде этого юридического лица; … ».

Планируемое приобретение доли в уставном фонде хозяйствующего субъекта в размере 18 % не будет признаваться предусмотренной подпунктом 1.6 пункта 1 статьи 32 Закона № 94-З экономической концентрацией и, соответственно, не будет требовать получения предварительного согласия антимонопольного органа на его осуществление, выдаваемого в рамках соответствующей административной процедуры.
В случае, если сделки по приобретению доли в уставном фонде хозяйствующего субъекта будут оформляться одним договором купли-продажи необходимо подать одно заявление на осуществление административной процедуры. При этом, в рамках рассмотрения такого заявления, антимонопольный орган будет осуществлять оценку тех действий, в отношении которых выполняются условия, предусмотренные подпунктом 1.6 пункта 1 статьи 32 Закона № 94-З.
В таком случае, при заполнении подпункта 5.2 пункта 5 приложения 1 к Регламенту 2.8.4 указывается, каким размером долей лицо получит право распоряжаться, в соответствии с подпунктом 1.6 пункта 1 статьи 32 Закона № 94-З.

Справочно:
Например, заполнение подпункта 5.2 пункта 5 приложения 1 к Регламенту 2.8.4, с учетом подпункта 1.6 пункта 1 статьи 32 Закона № 94-З, может выглядеть следующим образом:
«… размер приобретаемых долей составляет более чем 25 %, при условии, что до такого приобретения субъект не распоряжался долями в уставном фонде (распоряжался «…» % долей в уставном фонде) этого юридического лица; … »;
В качестве альтернативного варианта может быть указан конкретный размер приобретаемых долей в уставном фонде юридического лица, выраженный в виде суммы приобретаемых долей в рамках представленного проекта документа, которым будет оформлена соответствующая экономическая концентрация, предполагающая осуществление приобретения одним покупателем у нескольких продавцов.