×
Уважаемый посетитель сайта! Вы используете устаревший браузер. Для корректного отображения информации, пожалуйста, воспользуйтесь другим браузером или обновите используемый!

О начале административного процесса по статье 13.33 «Недобросовестная конкуренция» Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях

1 марта 2021 г. вступили в силу новые Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП) и Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – ПИКоАП), которыми внесены изменения в нормы, касающиеся административной ответственность за нарушение антимонопольного законодательства.

При этом к деяниям, влекущим административную ответственность по требованию (статья 4.4 КоАП), относится недобросовестная конкуренция (статья 13.33 КоАП).

Частью 1 статьи 4.4 КоАП установлено, что деяния, содержащие признаки административных правонарушений, в том числе состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 13.33 КоАП, влекут административную ответственность только при наличии выраженного в установленном ПИКоАП порядке требования потерпевшего или его законного представителя привлечь лицо, совершившее административное правонарушение, к административной ответственности.

Справочно:

При этом с 1 марта 2021 г. имеется возможность начала административного процесса по данной категории дел независимо от требования потерпевшего или его законного представителя прокурором либо по его письменному поручению органом, ведущим административный процесс, если:

деянием причинен значительный вред интересам государства или общества;

деяние совершено в отношении лица, находящегося в материальной, служебной или иной зависимости от лица, его совершившего, либо по иным причинам не способного самостоятельно обратиться за защитой своих прав, свобод и законных интересов (часть 2 статьи 4.4. КоАП).

Таким образом, административный процесс по делам о недобросовестной конкуренции начинается только по требованию потерпевшего либо законного представителя привлечь лицо, совершившее административное правонарушение, к административной ответственности, выраженному в форме заявления, а также может быть начат прокурором либо по его письменному поручению органом, ведущим административный процесс, и подлежит прекращению в случае примирения потерпевшего либо его законного представителя с лицом, в отношении которого ведется административный процесс (часть 1 статьи 9.4 ПИКоАП).

В этой связи административный процесс о привлечении к административной ответственности лица, в отношении которого установлен факт наличия недобросовестной конкуренции, может быть начат должностными лицами МАРТ в том числе в случае, если требование о привлечении к административной ответственности будет выражено в заявлении.

При этом законодательство не регламентирует, когда заявление с требованием о привлечении к административной ответственности должно быть направлено в МАРТ (одновременно с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства в части осуществления недобросовестной конкуренции (далее – заявление о нарушении) или отдельно).

Согласно подпункту 1.5 пункта 1 статьи 38 Закона Республики Беларусь от 12 декабря 2013 г. № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» (далее – Закон) заявление о нарушении должно содержать существо требований, с которыми обращается заявитель. В этой связи у заявителя есть право указать требование о привлечении к административной ответственности в заявлении о нарушении.

В то же время требования к заявлению о нарушении в рамках пункта 1 статьи 38 Закона будут соблюдены, если заявитель укажет в нем только требование об установлении факта наличия нарушения антимонопольного законодательства без привлечения к административной ответственности.

Учитывая изложенное, требование о привлечении к административной ответственности может быть заявлено как в заявлении о нарушении, так и в отдельном заявлении.

При этом, в случае заявления требования о привлечении к административной ответственности после принятия МАРТ решения об установлении факта наличия нарушения антимонопольного законодательства заявителю необходимо учитывать сроки наложения административного взыскания, установленные пунктом 2 части 1 статьи 7.6 КоАП – шесть месяцев со дня обнаружения административного правонарушения, т.е. со дня вынесения МАРТ решения об установлении факта наличия нарушения антимонопольного законодательства.

Также следует отметить, что административные правонарушения, предусмотренные статьей 13.33 (Недобросовестная конкуренция) КоАП, а также статьей 13.32 (Монополистическая деятельность) КоАП, в настоящее время исключены из составов, по которым специальным условием для привлечения индивидуального предпринимателя и юридического лица к административной ответственности является необходимость установления хотя бы одного из следующих обстоятельств, определенных в части 3 статьи 4.6 КоАП (статья 4.8 КоАП от 21 апреля 2003 г.):

1) совершенным деянием причинен вред жизни или здоровью людей либо создана угроза причинения такого вреда;

2) совершенным деянием причинен имущественный вред в размере, превышающем сорок базовых величин;

3) стоимость предмета административного правонарушения превышает сорок базовых величин;

4) сумма сделки, внешнеторговой операции, выручки либо дохода в совокупности превышает сорок базовых величин – в случаях, когда в санкции штраф определяется в процентном либо кратном отношении к сумме выручки, сделки, внешнеторговой операции либо дохода;

5) сумма дохода превышает сорок базовых величин – в случаях, когда в санкции предусмотрена конфискация дохода, полученного в результате противоправной деятельности;

6) в санкции предусмотрено обязательное применение конфискации.