×
Уважаемый посетитель сайта! Вы используете устаревший браузер. Для корректного отображения информации, пожалуйста, воспользуйтесь другим браузером или обновите используемый!

Интервью начальника управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Инны Гаврильчик

Gavrilchik.jpg
Начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой
Инна Анатольевна Гаврильчик
Конкуренция выполняет в рыночной экономике важнейшую функцию – она побуждает производителей учитывать интересы потребителей, а значит, и интересы общества в целом. Вместе с тем в конкурентной борьбе происходит столкновение интересов не только производителей, продавцов тождественных товаров и услуг, но и столкновение интересов производителей, продавцов и потребителей – в активном желании завоевать внимание и лояльность потребителей бизнес не всегда ведет себя добросовестно по отношению к ним, что в последующем может привести к негативным последствиям для обеих сторон.

Защита прав потребителей является одной из наиболее актуальных и злободневных социально-экономических проблем всех государств мирового сообщества. Существует она с момента зарождения и развития рыночных отношений как проблема поиска и достижения баланса, согласования различающихся до полярности интересов производителя, продавца товаров и услуг и их потребителя. Степень согласованности интересов и взаимодействия производителя, продавца и потребителя в экономическом выражении имеет важное значение для темпов развития национальной экономики, а степень защищенности прав потребителей и баланс интересов бизнеса и потребителей в современных условиях превратились в одни из главнейших факторов развития экономики.

Государственная политика в сфере защиты прав потребителей, реализуемая Министерством антимонопольного регулирования и торговли, преследует две основные задачи. Первая – обеспечить на рынке широкое разнообразие товаров и услуг и создать условия, при которых потребители будет получать достоверную информацию о них (и при их реализации, и посредством рекламы), с тем, чтобы они соответствующими решениями по их выбору могли способствовать эффективному функционированию рынка. Вторая – информировать потребителя о его правах и способах их защиты и защищать потребителя в том случае, когда его положение как слабой стороны не позволяет ему играть роль двигателя экономических интересов общества. Сочетание этих двух задач и их выполнение позволяет, с одной стороны, обеспечить благосостояние потребителя, а, с другой – эффективную работу экономики в целом.

В этой связи миссия МАРТ состоит в достижении баланса между интересами производителей, продавцов и потребителей, без доверия потребителя к производителям и продавцам товаров и услуг, не может быть обеспечено нормальное функционирование рынка.

Со времени создания МАРТ в целях реализации этой миссии, создания условий для развития добросовестной конкуренции и обеспечения большей защищенности потребителей было существенно обновлено законодательство о защите прав потребителей и рекламе – Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей» и Закон Республики Беларусь «О рекламе». Кроме того, в настоящее время МАРТ активно участвует в работе, проводимой Национальным банком Республики Беларусь по дополнению Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей» нормами, направленными на защиту прав потребителей финансовых услуг и формирование добросовестного поведения банков во взаимоотношениях с потребителями.

За прошедшие 5 лет МАРТ выстроена системная информационная работа в сферах защиты прав потребителей и рекламной деятельности в целях повышения потребительской грамотности, защиты потребителей от недостоверной информации о товарах и услугах, а также в целях создания четких и ясных условий для работы на рекламном рынке. Так, представители управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой практически еженедельно выступают на телевидении, радио и в печатных средствах массовой информации. Управлением созданы и активно ведутся два телеграм-канала «МАРТ о правах потребителей» и «МАРТ о рекламе», в которых в простой и доступной форме потребители информируются о своих правах и способах их защиты, а участники рекламного рынка – о требованиях законодательства о рекламе. Информированность является хорошей профилактикой правонарушений в данных сферах – как показывает практика, в отношении потребителей, знающих свои права, производители и продавцы, участники рекламного рынка воздерживаются от нарушений законодательства. Это в свою очередь способствует открытости и доступности МАРТ для потребителей и рекламного бизнеса и обеспечивает эффективную обратную связь, позволяющую МАРТ повышать качество принимаемых управленческих решений, повышает доверие граждан и бизнеса к государственной власти.

Кроме того, управлением регулярно проводятся методическая работа для работников местных исполнительных и распорядительных органов и обучающие встречи для представителей рекламного бизнеса по вопросам защиты прав потребителей и рекламной деятельности. Ежегодные семинары уже стали традицией.

О доверии к принимаемым МАРТ решениям, полагаю, свидетельствует и количество поступивших и рассмотренных управлением защиты прав потребителей и контроля за рекламой обращений граждан и юридических лиц. Так, за 5 лет количество обращений увеличилось в два раза с 448 в 2017 году до 914 в 2020 году. По результатам рассмотрения обращений граждан, связанных с имущественными требованиями, потребителям ежегодно возвращалось в среднем около 5 000 рублей. Это значит, что МАРТ удалось восстановить нарушенные права конкретных людей, защитить их от неправомерных действий, предостеречь бизнес от нарушений законодательства в последующем.

Приятно отметить, что потребители пишут в МАРТ не только в связи с возникшими проблемами, но и с выражением благодарности за оказанную помощь. Такие письма вдохновляют и становятся стимулом для совершенствования и достижения новых целей.

Подходы к организации работы в МАРТ, в том числе политика максимальной объективности, ответственности за принимаемые решения и открытости, постоянного повышения профессионального уровня, позволили профессионально и личностно вырасти сотрудникам управления, конструктивно и оперативно взаимодействовать с коллегами.

В первый юбилей МАРТ хочу поздравить всех коллег, пожелать дальнейших успехов и побед, а также выразить благодарность и признательность за понимание, помощь и поддержку в решении сложных задач.

Возврат к списку