×
Уважаемый посетитель сайта! Вы используете устаревший браузер. Для корректного отображения информации, пожалуйста, воспользуйтесь другим браузером или обновите используемый!

Интервью начальника управления государственных закупок Натальи Гуринович

Gurinovich.jpg
Начальник управления государственных закупок
Наталья Анатольевна Гуринович
Наталья Анатольевна, расскажите о себе. Что привело Вас к работе в сфере государственных закупок?

Пришла на работу в МАРТ я в феврале 2017 года, параллельно обучаясь в магистратуре Академии управления при Президенте Республики Беларусь. После окончания учебы осталась работать в министерстве по распределению. Начинала с должности специалиста в управлении регулирования закупок. Успела поработать на разных должностях в юридическом управлении и управлении социальной сферы и услуг, но каждый раз возвращалась в управление государственных закупок, в декабре 2020 года уже в качестве его руководителя.

Предпосылок к тому, что буду работать в этом направлении, скорее не было. Был глубокий интерес, зарожденный еще в Академии управления при Президенте Республики Беларусь преподавателем Амельченей Юлией Александровной, а также любовь к государственным закупкам, которая с каждым годом работы в МАРТ становилась только сильнее.

Практика показывала, что большое количество нарушений в сфере государственных закупок совершается в связи с незнанием законодательства либо неумением применять его на практике. Желая изменить эту ситуацию, я и согласилась возгласить управление государственных закупок.

Каково место управления государственных закупок в системе МАРТ?

Несмотря на то, что функции регулирования и контроля в сфере государственных закупок фактически не относятся напрямую ни к антимонопольному регулированию, ни к торговле, задачи, стоящие перед управлением государственных закупок, занимают одни из ключевых мест в системе МАРТ.

Ведь через грамотное регулирование данной сферы можно добиться многого, включая обеспечение гласности и прозрачности при осуществлении государственных закупок, развитие конкуренции и, как следствие, обеспечение эффективного расходования бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов, а также оказание поддержки отечественным поставщикам (подрядчикам, исполнителям).

Значительная часть белорусской экономики так или иначе связана с закупками. По итогам прошлого года за счет бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов приобретено товаров и услуг более чем на 6,3 млрд. рублей, за первое полугодие 2021 года заключено договоров уже более чем на 4,4 млрд. рублей. И это без учета закупок товаров и услуг при строительстве.

Считаю, что именно эти суммы и обуславливают столь высокий интерес к сфере государственных закупок на всех уровнях: от потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) до контролирующих органов.

Какие ключевые изменения произошли в сфере государственных закупок за 5 лет деятельности МАРТ?

Несомненно, самым значимым изменением за последние 5 лет стало принятие новой редакции Закона «О государственных закупках товаров (работ, услуг)», при подготовке которой МАРТ старалось учесть все проблемные моменты осуществления закупок и создать условия для обеспечения максимальной прозрачности проведения процедур государственных закупок, развития конкуренции.

В этой связи одним из ключевых изменений новой редакции Закона о государственных закупках явилось создание государственной информационно-аналитической системы управления государственными закупками. Ввод в действие системы позволил перевести процесс закупок полностью в электронный формат: начиная с включения товара (работы, услуги) в годовой план и заканчивая исполнением договора. При этом система закупок увязана с системой казначейства, и провести конкурентную процедуру без подтверждения ассигнований теперь невозможно.

Кроме этого, новой редакцией Закона о государственных закупках сформирован закрытый перечень требований к участникам процедур государственных закупок, расширить который может только Правительство.

Также одним из нововведений принятой редакции Закона о государственных закупках явилось установление обязанности заказчиков (организаторов) направлять в МАРТ сведения о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), подлежащих включению в так называемый «список недобросовестных». Включение в этот список влечет за собой невозможность в течение двух лет участвовать в государственных закупках.

И если до вступления в силу изменений в законодательство ежегодно только порядка 10 поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включались в «список недобросовестных», то после ситуация существенно изменилась – в 2020 году в список включено 60 поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за истекший период 2021 года – еще 53.

Это позволяет обезопасить заказчиков от недобросовестных субъетов хозяйствования и минимизировать риски неисполнения договора государственной закупки. Ведь риск выпасть из рынка государственных закупок на два года становится стимулом к добросовестной работе.

Отмечу, что действующий сейчас механизм включения в «список недобросовестных» несовершенен и, учитывая допускаемые ошибки при подаче заявлений, заказчикам (организаторам) приходится по несколько раз предоставлять необходимые документы в МАРТ.

В этой связи в настоящее время ведется работа по переводу процедуры формирования и ведения списка в электронный формат, с тем, чтобы при наличии оснований часть сведений формировала система электронной торговой площадки самостоятельно, а заказчику (организатору) оставалось только проверить правильность данных и подписать заявление электронной цифровой подписью.

Какие еще планируются нововведения в сфере государственных закупок?

Уже длительное время ведется работа по подготовке проекта Указа, направленного на совершенствование законодательства о государственных закупках с учетом практики применения новой редакции Закона о государственных закупках.

Данным проектом, во-первых, мы планируем завершить процесс перевода закупок в электронный формат. В частности, предусматривается перевод процедуры закупки из одного источника в электронный вид, создание каталога товаров (работ, услуг), установление типовых (шаблонных) описаний предмета закупки и определение требований к форме и содержанию предложений участников процедур государственных закупок.

Во-вторых, ряд положений данного проекта предусматривает упрощение государственных закупок. Например, исключается требование о предоставлении участниками заявлений об отсутствии задолженности по налогам, учитывая, что данная информация есть в открытом доступе. Также определяются случаи, когда заключение договора государственной закупки возможно сроком более чем на год, когда не требуется изучение конъюнктуры рынка при проведении процедуры закупки из одного источника. Предусматривается право продления договора государственной закупки товаров (работ, услуг) ежедневной и еженедельной потребности на два месяца очередного календарного года без необходимости проведения новой процедуры государственной закупки.

Когда будет принят этот Указ?

Безусловно, МАРТ является регулятором сферы государственных закупок, но также есть правоохранительные и отраслевые государственные органы, органы местной исполнительной и распорядительной власти, каждый из которых имеет свое видение совершенствования законодательства о государственных закупках и вносит предложения с учетом своих потребностей. Ведь, наверно, нет ни одной отрасли, которую бы не затронули государственные закупки, поэтому любые серьезные изменения в этой сфере всегда сопровождаются большим количеством переговоров и споров.

Поэтому, к сожалению, дать однозначный ответ по срокам его принятия не могу, так как не все зависит от МАРТ.

Какие первоочередные задачи сейчас решает управление государственных закупок?

Значительный объем работы управления в настоящее время связан с решением вопросов снятия имеющихся ограничений доступа белорусских товаров и поставщиков к государственным закупкам стран Евразийского экономического союза.

Пандемия и складывающаяся ситуация в мировой экономике обострила вопрос импортозамещения во всех странах Союза, поэтому приходится постоянно держать руку на пульсе для оперативного реагирования и снятия возникающих проблем с доступом на рынки государственных закупок.

Например, в 2020 году проводимая работа позволила оперативно урегулировать проблему допуска белоруской продукции к участию в процедурах государственных (муниципальных) закупок на территории Российской Федерации.

При этом стоит отметить, что в сравнении с 2019 годом доля белорусских товаров (работ, услуг) в объеме закупок Российской Федерации в прошлом году выросла практически в 2 раза (в 2019 году она составляла 0,08% (0,102 млрд. долларов США), а в 2020 году – 0,15 % (0,196 млрд долларов США). Считаю, что это свидетельствует об эффективности проводимой работы по снятию имеющихся ограничений как на двухсторонней основе с коллегами из Российской Федерации, так и на площадке Евразийской экономической комиссии.

Возврат к списку