×
Уважаемый посетитель сайта! Вы используете устаревший браузер. Для корректного отображения информации, пожалуйста, воспользуйтесь другим браузером или обновите используемый!

Интервью начальника отдела координации контрольной деятельности Кирилла Слабко

Slabko (1).jpg
Начальник отдела координации контрольной деятельности
Кирилл Вадимович Слабко
Накануне этой скромной, но значимой даты – пятилетия создания МАРТ – в голове спонтанно родился вопрос «А помню ли я то, как создавалось новое ведомство?». И, честно признаться, какие-то яркие картины того, как это было, в памяти не всплыли.

Только в ходе просмотра документов пятилетней давности пришло осознание того, какой объем работы выпал на сотрудников Министерства торговли в те 3 месяца между подписанием Указа Президента Республики Беларусь от 3 июня 2016 г. № 188 «Об органах антимонопольного регулирования и торговли» и непосредственной датой его вступления в силу – 8 сентября 2016 года, сколько предстояло сделать в первые месяцы жизни нового государственного органа.

А вот для того, чтобы восстановить в памяти атмосферу тех дней, то, что витало в воздухе практически на каждом этаже министерства, подсказки не понадобились. Из всей гаммы чувств и ощущений, которой была пропитана работа каждого управления и отдела министерства в те дни, основным было чувство тревоги. Думаю, что с этим большинство моих коллег, пусть и внутренне, но согласятся. Как и с тем, что природа этого чувства была разная и для каждого сотрудника индивидуальна.

Мне лично, в первую очередь было тревожно за то, сможем ли мы – МАРТ, в целом, и наш отдел координации контрольной деятельности, в частности, – «переварить» всё то, на что МАРТ как государственный орган замахнулся. Удастся ли отделу вписаться в новую систему координат, перестроиться с учетом новых задач и ожиданий от работы нового министерства.

И по прошествии 5 лет работы отдела склонен думать, что это удалось, хотя не всё на этом пути было гладко.

Работу отдела с долей иронии можно охарактеризовать строчками из известной песни к сериалу «Следствие ведут знатоки»: «Наша служба и опасна, и трудна, и на первый взгляд как будто не видна...». Роль отдела в системе контроля министерства в большей степени сводится к стратегическому и тактическому планированию, методологическому и организационно-техническому сопровождению контрольной деятельности структурных подразделений и территориальных органов МАРТ, а также выработке алгоритмов реагирования на изменения на потребительском рынке страны или ее в законодательной базе.

Все статистические данные по контрольной деятельности, которые формируются отделом в качестве сводного подразделения, – это слагаемые работы практически всех подразделений МАРТ, в особенности территориальных органов МАРТ, работники которых непосредственно проводят проверки, мониторинги и иные контрольно-аналитические мероприятия.

К слову, за 5 лет существования МАРТ проведено более 700 проверок, из которых внеплановых – более 85%. Ежегодно в рамках контрольно-аналитических мероприятий и мониторингов по вопросам соблюдения законодательства обследуется от 2,4 до 5,2 тысяч объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения.

Очевидно, что эффективность контрольной деятельности МАРТ в первую очередь базируется на эффективности взаимодействия между структурными подразделениями. Тут напрашивается аналогия с альпинистской связкой: конечный результат и скорость его достижения напрямую зависит от уровня взаимодействия участников связки.

При этом отдел практически ежегодно сталкивается с необходимостью переформатирования своей деятельности.

Например, в конце 2016 года в целях реализации новой для МАРТ функции – контроля за соблюдением законодательства о ценах и ценообразовании, антимонопольного законодательства и законодательства о естественных монополиях, необходимо было адаптировать работу Главных управлений МАРТ по областям и г. Минску, сформированных на базе структурных подразделений Управления контроля потребительского рынка – торговой инспекции, к реализации новых задач и требований.

В феврале 2017 года МАРТ был объявлен мораторий на проведение проверок и к подписанию Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2017 г. № 376 «О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности» сформированы условия для безболезненного перехода к осуществлению контроля преимущественно в форме мероприятий профилактического и превентивного характера.

Расширение с середины 2019 года сферы государственного регулирования ценообразования потребовало мобилизации сил для осуществления жесткого контроля в данном направлении.

Стоит отметить, что в текущей ситуации на потребительском рынке МАРТ использует весь имеющейся инструментарий контроля за соблюдением законодательства о ценах и ценообразовании, включая мониторинг ценовой ситуации, направление запросов производителям и субъектам торговли и последующий анализ полученных документов, выдачу предписаний об устранении нарушений, проведение проверок и непосредственно приятие мер административной ответственности к нарушителям. Целью отдела в данных условиях является определение в каждом конкретном случае необходимого набора инструментов для получения оптимального эффекта в наиболее короткие сроки.

При этом важным является соблюдение баланса между необходимостью минимизации контрольной нагрузки на бизнес, соблюдением ограничений, предъявляемых к контролирующему (надзорному) органу законодательством о контрольной (надзорной) деятельности, и непосредственно обеспечением порядка на потребительском рынке. Одним из инструментов для обеспечения данного баланса мог бы стать механизм саморегулирования, который бизнес-сообществом в настоящее время, к сожалению, практически не используется.

Подытоживая, полагаю возможным высказать мнение, что МАРТ за 5 лет работы зарекомендовал себя как в традиционных, так и в новых для министерства сферах контроля в качестве контролирующего органа, работа которого в данном направлении прозрачна, последовательна и понятна бизнесу. Применяемые подходы к организации контрольной деятельности способствуют росту доверия к МАРТ со стороны населения и субъектов хозяйствования, о чем косвенно свидетельствует количество обращений по вопросам контроля.

Возврат к списку