×
Уважаемый посетитель сайта! Вы используете устаревший браузер. Для корректного отображения информации, пожалуйста, воспользуйтесь другим браузером или обновите используемый!

Интервью начальника главного управления МАРТ по Гомельской области Игоря Ковалева

Kovalev.jpg
Начальник главного управления МАРТ по Гомельской области
Игорь Григорьевич Ковалев
«С чего начиналось антимонопольное регулирование в Беларуси»


Как известно, начало государственной политики в области антимонопольного регулирования в Республике Беларусь было положено созданием антимонопольного комитета Республики Беларусь и принятием в декабре 1992 г. первого в истории республики антимонопольного закона "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции", вступившего в силу 1 марта 1993 года. Я, в той или иной мере, имею отношение к антимонопольному и ценовому регулированию с 1995 года, поэтому в годовщину создания МАРТ, полагаю, могу себе позволить некий ретроспективный взгляд на происходившие и происходящие процессы в данной сфере.

Экономика 90-х и начала 2000 годов характеризовалась трехзначной инфляцией, засильем при расчетах между субъектами хозяйствования бартерных схем. Антимонопольное регулирование происходило в неопределенных, непредсказуемых условиях, традиционно не предусмотренных, при отсутствии рыночной конкурентной среды, при тотальном хроническом дефиците.

В сложившихся условиях государство было вынуждено прибегнуть к жестким административным мерам ценового регулирования. Практически на все товары были установлены предельные размеры оптовых и торговых надбавок, для производителей были установлены предельные нормативы рентабельности и предельные индексы роста отпускных цен по месяцам, все затраты на производство были жестко регламентированы, осуществлялся тотальный контроль за соблюдением правовых и нормативных актов в области ценообразования. К антимонопольному регулированию отношение было как к чему-то второстепенному, не заслуживающему особого внимания, когда значительная часть решений принималась без оглядки на антимонопольное законодательство.

По мере стабилизации ситуации в экономике (уровень инфляции в 2006 году впервые с 1992 года измерялся однозначной величиной – менее 7%) данные меры начали становиться неким тормозом для развития и деятельности хозяйствующих субъектов, возникла необходимость в либерализации ценового законодательства и совершенствовании антимонопольного законодательства. 31 декабря 2010 Президентом Республики Беларусь была подписана Директива № 4. На IV Всебелорусском народном собрании Президент четко определил и суть белорусской стратегии либерализации: конкуренция — везде, где возможно, государственное регулирование — там, где необходимо. В Директиве № 4 этот принцип стал одним из ключевых. Считаю, что и сейчас данный принцип должен быть одним из основных и в работе МАРТ.

Пункт 1 указанной Директивы обязывал обеспечить дальнейшее развитие добросовестной конкуренции субъектов предпринимательской деятельности независимо от формы собственности, осуществить переход к рыночным механизмам ценообразования, исключить вмешательство органов государственного управления в процесс ценообразования субъектов предпринимательской деятельности. Следует отметить, что этот пункт Директивы был исполнен практически в полном объеме и в кратчайшие сроки.

12 декабря 2013 года был принят Закон Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции». Актуальным стал вопрос о создании антимонопольного органа, призванного соответствовать поставленным целям и выполнять задачи, определенные Законом. Следует отметить, что на тот момент антимонопольные функции осуществляли Минэкономики в лице Департамента ценовой политики и управления антимонопольной и ценовой политики облисполкомов, которые, по большому счету, не являлись полноценными антимонопольными органами.

Создание в сентябре 2016 года Министерства антимонопольного регулирования и торговли стало достойным ответом на новые вызовы. Появление нового ведомства вывело государственную антимонопольную политику на новый уровень.

Главное управление МАРТ по Гомельской области, как территориальный орган МАРТ, было создано практически путем слияния управления антимонопольной и ценовой политики облисполкома и отдела контроля управления контроля потребительского рынка – торговой инспекции по Гомельской области Минторга.

О необходимости и правильности такого решения свидетельствует хотя бы такой факт. До сентября 2016 года управлением антимонопольной и ценовой политики облисполкома не было проведено ни одного антимонопольного расследования по обращению субъектов хозяйствования. А только в сентябре-декабре 2016 года, в самом начале становления МАРТ, в главное управление поступило 3 обращения о нарушении антимонопольного законодательства, которые были рассмотрены, по ним были проведены антимонопольные расследования. В одном из случаев Комиссией МАРТ был установлен факт злоупотребления доминирующим положением одним из субъектов хозяйствования.

Всего за пять лет в главное управление поступило 50 обращений о нарушении антимонопольного законодательства. Все они были приняты к рассмотрению, по ним были проведены или проводятся антимонопольные расследования. В 10 случаях были установлены факты нарушения антимонопольного законодательства.

Из рассмотренных обращений наибольший интерес представляют антимонопольные расследования в отношении двух крупных торговых сетей – ООО «Евроторг» (торговая сеть «Евроопт») и ЗАО «Юнифуд» (торговая сеть «Алми»).

Торговые сети обратились к своим поставщикам с довольно ультимативным требованием – прекратить поставки продукции конкуренту или поставлять её по цене выше, чем для указанных сетей (в обоих случаях это было одно и то же торговое предприятие г. Гомеля). Представители сетей грозили тем, что перестанут брать у этих поставщиков товар на реализацию. Они воспользовались своей рыночной силой – у поставщиков существенные объемы продукции шли через эти торговые сети. Таким образом они могли повлиять на поставки своему конкуренту. Решение МАРТ о том, что это нарушение, ЗАО «Юнифуд» не оспаривалось. Компания выплатила штраф, ей было выдано предписание о прекращении противоправной деятельности, которое она исполнила. ООО «Евроторг» не согласилось с решением МАРТ и обжаловало его в Верховном Суде РБ. Однако Верховный Суд поддержал позицию МАРТ.

Результаты расследования данных дел и широкое их освещение в СМИ показали «мелким игрокам» на рынке, что они, с помощью МАРТ, могут успешно защищать свои законные интересы, а «крупных игроков», обладающих определенной рыночной силой, заставило задуматься о применении недобросовестных методов в конкурентной борьбе.

Исходя из практики можно отметить, что предприятия, обладающие большой рыночной силой и серьезными финансовыми возможностями, как правило, страшатся не столько штрафных санкций за нарушение антимонопольного законодательства, сколько репутационных потерь, особенно если они планируют выход на зарубежные рынки. Это связано с тем, что в странах с развитой экономикой действуют довольно жёсткие антимонопольные законы и отношение к зарубежным кампаниям, нарушающим антимонопольное законодательство своих стран, довольно настороженное.

Следует отметить, что проведение антимонопольных расследований стало новым и одним из самых значимых (как по трудоемкости, так и по общественному резонансу) видов деятельности практически для всех работников главного управления. В ходе работы постоянно нарабатываются новые практики и алгоритмы проведения антимонопольных расследований. Эффективность работы в данном направлении обеспечивается благодаря тесному взаимодействию с руководством, отраслевыми управлениями, отделом методологии антимонопольного регулирования и конкуренции и юридическим управлением.

По итогам пяти лет работы хотелось бы сказать несколько слов о честной конкуренции. По моему мнению, слова «честная» и «конкуренция» совершенно из разных областей. Первое — предмет морали. Второе — соблюдения законодательства. Поэтому в своей работе мы, всё-таки, должны руководствоваться терминами «добросовестная конкуренция» и «недобросовестная конкуренция», поскольку эти термины формализованы законодательно.

Добросовестная конкуренция – это один из ключевых двигателей экономики, который может работать как в глобальном плане, так и локально. Именно благодаря ей происходит постоянное повышение качества продукции и обслуживания. Кроме того, конкуренция помогает развивать новейшие формы бизнеса и производить принципиально новые товары с упрощенными функциями. Считаю добросовестную конкуренцию безусловным благом для экономики.

Возврат к списку