Выставки на территории Республики Беларусь самостоятельно организуются и проводятся субъектами хозяйствования (подпункт 4.2 пункта 4 Декрета Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства»). Процедуры согласования не проводятся.
Организация и проведение ярмарки осуществляется по согласованию с местными исполнительными и распорядительными органами по месту ее проведения и регулируется статьей 15 Закона Республики Беларусь от 8 января 2014 г. № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь», пунктом 9.21 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156, и постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 февраля 2019 г. № 101 «О выставочной и ярмарочной деятельности в Республике Беларусь».
Организатором выставки/ярмарки может выступать государственный орган, Белорусская торгово-промышленная палата, общественная организация (объединение), объединение юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей (ассоциация, союз), иное юридическое лицо, индивидуальный предприниматель.
Главная цель анализа – определение отраслевых ниш для выставки/ярмарки, а также оценка рисков в случае пересечения мероприятия с конкурирующими проектами.
Задачи анализа:
Анализ конкурентной среды:
Анализ внутренних факторов организатора выставки/ярмарки:
Заключение о перспективах выставки/ярмарки:
Определяется перечень товарных групп, отраслевых разделов выставки, ассортиментный перечень ярмарки.
Таблица 1 – Форматы мероприятия
Типы выставок/ярмарок:
по географическому признаку:
по тематическому признаку:
по продолжительности (регулярности):
Требования к названию:
При выборе места необходимо учитывать:
При выборе сроков проведения принципиально учесть:
Основные статьи расходов:
Источники и стратегия финансирования:
Составляется программа мероприятия с временными рамками, распределяются задачи сотрудников.
Определяются условия участия, к которым можно отнести:
Составляется список организаций, осуществляющих реализацию товаров (работ, услуг) по тематике мероприятия. Рассылаются пригласительные письма.
Этот шаг включает аренду, застройку, оформление, охрану помещения; заключение договоров с участниками и подрядчиками, получение необходимых согласований; организацию транспортной логистики; отслеживание оплат, в том числе со стороны участников, если в приглашении были оговорены определенные взносы; разработку правил посещения мероприятия (режим работы, пропускной режим, правила регистрации посетителей, стоимость входных билетов (при наличии таковых), справочная информация для посетителей).
ВНИМАНИЕ! Для проведения ярмарки требуется согласование городского (включая Минский городской), районного исполнительного комитета по месту проведения ярмарки (перечень документов, необходимых для получения согласования, изложен в пункте 9.21 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156).
Публикация информации о мероприятии:
Необходимо придерживаться разработанного плана выставочного/ярмарочного мероприятия, оперативно реагировать на всевозможные вопросы участников и посетителей.
В случае отсутствия спроса на определенный товар (работу, услугу) предложить участникам заменить его на другой.
В ходе мероприятия целесообразно организовать сбор отзывов и рекомендаций участников и посетителей.
Материал подготовлен совместно с Союзом организаторов выставок и ярмарок.